МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРПЛАТА И ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ ЗА ДЕКАБРЬ 2018 ГОДА НЕ ИНДЕКСИРУЮТСЯ
Индекс потребительских цен за декабрь 2018 г. к ноябрю 2018 г. составил 100,8 % и не превысил 5%-го порога к месяцам пересмотра:
– установленных от базовой величины пособий по безработице и стипендий гражданам в период профподготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органа по труду, занятости и социальной защите;
– денежных доходов (заработной платы, стипендий обучающимся, стипендий клиническим ординаторам, работникам, направленным на повышение квалификации, переподготовку, стажировку в очной (дневной) форме обучения в другой населенный пункт), получаемых из бюджетных источников, устанавливаемых от размера тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда бюджетников.
В связи с этим вышеназванные виды доходов, а также минимальная заработная плата в размере 305 руб. за декабрь 2018 г. не индексируются, сообщили в Минтруда и соцзащиты.
Населению, получающему доходы на территории Республики Беларусь из других источников, возмещение потерь от инфляции осуществляется по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями).
Денежные доходы населения за декабрь 2018 г., подлежащие индексации в порядке, установленном законодательством, индексируются в пределах 214,21 руб.
БАЗОВАЯ ВЕЛИЧИНА ПОВЫШЕНА НА 1 РУБЛЬ
С 1 января 2019 г. базовая величина составляет 25,50 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2018 № 956).
От базовой величины зависят размеры не только некоторых налогов, сборов, штрафов, но и пособий, стипендий и других выплат.
В связи с ростом базовой величины также возрастут выплаты, размер которых установлен в базовых величинах локальными нормативными правовыми актами.
Если средств организации не хватит для обеспечения возросших обязательств по выплатам, следует внести изменения в локальный нормативный правовой акт.
КАК БУДУТ РАСТИ ЗАРПЛАТЫ И ПЕНСИИ В 2019 ГОДУ?
Рост реальной заработной платы прогнозируется на уровне 103,8 %. По итогам 2017 г. темп роста реальной зарплаты в стране достиг 106,9 %, по итогам 2018 г. – 110,2 %.
Об этом сообщила журналистам Министр труда и социальной защиты Беларуси Ирина Костевич, передает БелТА.
В 2019 г. будут расти пенсии. «Стоит задача, чтобы пенсия по возрасту составляла 40 % по отношению к средней зарплате по стране. Чтобы достичь этого соотношения, пенсия по возрасту должна вырасти не менее чем на 14 %», – сказала И.Костевич.
В 2019 г. финиширует программа семейного капитала. «Наша задача – модернизировать эту программу. Будем работать над совершенствованием самих пособий по уходу за детьми, по поддержке семей. Рассматриваем вопрос по усилению пенсионной гарантии для многодетных семей, – добавила Ирина Костевич. – Кроме того, наша задача – максимально автоматизировать процессы, чтобы человек как можно меньше обращался в службу по получению пособий и пенсий».
НОВАЯ ПРОЦЕДУРА – СОГЛАСОВАНИЕ С ФСЗН СПРАВКИ ОБ УПЛАТЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
Определены случаи, когда справку о том, что обязательства по перечислению обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование исполнены или отсутствуют (далее – справка), следует согласовать с органами Фонда.
Соответствующие нормы закреплены Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2018 № 500 в Положении об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденном Указом от 16.01.2009 № 40 (далее – Положение). Документ вступил в силу с 31 декабря 2018 г.
Справка согласовывается с Фондом в следующих случаях:
а) при наличии в банке постановления о приостановлении операций по счетам плательщика либо информации о таком решении, полученной из АИС, используемой при взаимодействии регистрирующих органов с уполномоченными органами и организациями (часть вторая п. 12 Положения);
б) в случае получения (перечисления) плательщиком денежных средств на оплату труда со счетов со специальным режимом функционирования (часть вторая п. 12 Положения);
в) в случае получения (перечисления) денежных средств на оплату труда во внеочередном порядке (часть шестая п. 12 Положения), если плательщик представляет справку.
На момент подготовки журнала правила согласования справки с Фондом не были обнародованы.
ПЛАТЕЖНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ НА ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В БАНКЕ НЕ ПОЗДНЕЕ 20-ГО ЧИСЛА
Если день выплаты зарплаты установлен позднее 20-го числа, плательщики обязаны не позднее этой даты представить в банк платежные поручения на перечисление обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование в подлежащей уплате сумме.
Такое требование закреплено Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2018 № 500 в части третьей п. 12 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом от 16.01.2009 № 40 (далее – Положение).
Еще одна новация, обусловленная выплатой зарплаты путем погашения электронных денег: плательщики одновременно представляют в банки платежные инструкции на перечисление обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в подлежащей уплате сумме. Платежные инструкции исполняются банком при наличии достаточной суммы электронных денег в электронном кошельке плательщика (часть четвертая п. 12 Положения).
ПРОБЛЕМЫ В ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА ФСЗН ВЫЯВИЛИ ПРОКУРОРЫ МИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Наибольшие суммы задолженности по уплате обязательных страховых взносов зафиксированы у плательщиков Березинского, Борисовского, Вилейского, Крупского, Любанского, Минского, Мядельского, Слуцкого, Смолевичского, Солигорского, Стародорожского, Узденского районов.
Основные должники – сельскохозяйственные организации с долей госсобственности, передает БелТА со ссылкой на прокуратуру Минской области.
Предприятия и организации области выплачивали зарплату без полной уплаты страховых взносов. Минское областное управление ФСЗН и его территориальные подразделения не всегда обеспечивали сбор и аккумулирование платежей в бюджет, взыскание недоимок и пеней, контроль за поступлением средств по исполнительным документам.
Судебные исполнители несвоевременно принимали к должникам меры принудительного характера для погашения задолженности по обязательным страховым взносам и пене в бюджет Фонда ипенсиия порой оставляли без внимания ходатайства взыскателей о наложении ареста на имущество должников.
Выявлены проблемы при реализации права обратного требования к причинителям вреда. Нередко территориальные органы Фонда не предъявляли иски о взыскании сумм выплаченных пособий и пенсий с виновных лиц в порядке регресса.