Какова основная задача Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь (далее – ДГИТ)?
Одними из основных задач ДГИТ являются надзор за соблюдением законодательства о труде; выявление и пресечение нарушений законодательства о труде; координация деятельности органов государственного надзора и контроля, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, органов общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, в т.ч. по обеспечению своевременности произведения всех выплат, причитающихся работникам от нанимателей.
Примечание. Полномочия ДГИТ определены Положением о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959.
На какие штрафы и в каком размере в основном «попадают» организации и ответственные лица при проверке трудового законодательства?
Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством (ст. 465 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).
Основанием возникновения юридической ответственности за нарушения законодательства о труде является совершение юридическим или физическим лицом противоправного, виновного деяния.
Нарушения законодательства о труде при начислении выплат и удержании из сумм, причитающихся работникам, выявляются практически в каждой проверке.
Причиной таких нарушений являются не только тяжелое финансовое положение организаций, но и действия конкретных работников, приведшие к указанным нарушениям.
Порядок административного процесса, права и обязанности его участников определены Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП), в соответствии с требованиями ст. 2.2 которого орган, ведущий административный процесс (ДГИТ), при ведении административного процесса обязан соблюдать требования ПИКоАП.
Сроки наложения административного взыскания определены ст. 7.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин (далее – БВ), а на юридическое лицо – до 100 БВ (ч. 1 ст. 9.19 КоАП).
За иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ст. 9.16–9.18 КоАП и ч. 1 и 3 ст. 9.19 КоАП, причинившие вред работнику, согласно ч. 4 ст. 9.19 КоАП на физических лиц налагается штраф в размере от 2 до 20 БВ.
В каких случаях может быть оштрафован бухгалтер?
Рассмотрим на примерах.
Пример 1
Несвоевременно и не в полном размере была выплачена заработная плата
В ЧУП «П» контрактами, заключенными с работниками, определены сроки выплаты заработной платы. Отдельным работникам несвоевременно и не в полном размере была выплачена заработная плата. При изучении документов по планированию и учету рабочего времени, начислению и выплате заработной платы было выявлено, что начисление и выплата доплат за работу в ночное время, выходные дни не произведены.
Должностной инструкцией главного бухгалтера определена обязанность по контролю за правильностью, полнотой и своевременностью начисления заработной платы работникам, а также ответственность за несоблюдение требований по расчетам с работниками.
Нарушение законодательства:
– п. 4 ст. 55, ст. 69, 70 ТК;
– п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29).
Штрафные санкции. Поскольку в штате организации иные работники бухгалтерии отсутствовали, то в связи с наличием повода к началу административного процесса главный бухгалтер была привлечена к административной ответственности с применением санкций в виде штрафа по ч. 1 ст. 9.19 (за несвоевременную выплату заработной платы) и по ч. 4 ст. 9.19 КоАП (за невыплату доплат за работу в ночное время, выходные дни).
Пример 2
Доплата за работу в выходные дни не производилась
При проведении проверки соблюдения законодательства о труде, изучении документов, представленных нанимателем, было установлено, что работники привлекались к работе в свои выходные дни (выходные дни, определенные графиком работ). При этом приказы о привлечении работников к работе в выходные дни не издавались, но и оплата за фактически отработанное время в выходные дни, доплата за работу в выходные дни не была произведена. Согласие на предоставление других дней отдыха работниками не выражалось. Предоставление других дней отдыха из документов учета фактически отработанного времени не установлено.
Бухгалтер является уполномоченным должностным лицом нанимателя, в должностные обязанности которого входит обеспечение правильности, полноты и своевременности начисления заработной платы работникам.
Нарушение законодательства:
– п. 4 ст. 55, ст. 69, 70 ТК;
Штрафные санкции. В связи с неначислением всех сумм, причитающихся работникам на день выплаты заработной платы, повлекшим за собой невыплату заработной платы работникам в полном размере и в установленные дни, бухгалтер была привлечена к административной ответственности с применением санкций в виде штрафа по ч. 1 ст. 9.19 (за несвоевременную, не в полном размере выплату заработной платы) и по ч. 4 ст. 9.19 КоАП (за невыплату доплат за работу в выходные дни).
Пример 3
Из заработной платы работника произведено удержание в размере, превышающем 50 % заработной платы, причитавшейся ему к выплате
Из документов, представленных ООО «XXX», установлено, что бухгалтер данной организации ежемесячно производил расчет размера удержаний из заработной платы работника.
Бухгалтер ООО «ХХХ», действующий на основании должностной инструкции, при расчете размера удержаний удержал ущерб из заработной платы работника в размере, превышающем 50 % заработной платы, причитавшейся работнику к выплате.
При проверке установлено, что приказом нанимателя ООО «XXX» работник данной организации был уволен 29.05.2019.
Возврат незаконно удержанных сумм заработной платы был осуществлен 20.08.2019.
В ходе опроса бухгалтер подтвердил, что непосредственно начислял заработную плату работнику, включая расчет удержания из заработной платы, причитающейся ему к выплате.
Бухгалтер ООО «XXX» является уполномоченным должностным лицом нанимателя, в должностные обязанности которого входит обеспечение контроля за расходованием фонда оплаты труда и материального стимулирования, правильностью применения расчетов по заработной плате.
Нарушение законодательства:
– ст. 108 ТК;
– подп. 3.6 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».
Штрафные санкции. В действиях бухгалтера усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.19 КоАП.
Каждое доказательство, собранное в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, оценено с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в их совокупности – с точки зрения их достаточности для принятия решения по делу об административном правонарушении о наличии в действиях бухгалтера проверяемой организации.
Пример 4
Не произведены доплаты до размера минимальной заработной платы (далее – МЗП) за работу в сверхурочное время; выплата компенсации за производство работ вахтовым методом, компенсации за неиспользованный трудовой отпуск в день увольнения
В ходе проведения проверки было установлено, что бухгалтер ООО «П» не осуществил доплаты за работу в сверхурочное время до размера МЗП, выплату компенсации за производство работ вахтовым методом работнику-1; компенсацию за неиспользованный трудовой отпуск в день увольнения 22.05.2019 работнику-2.
Бухгалтер ООО «П» является уполномоченным должностным лицом нанимателя, в должностные обязанности которого входит обеспечение правильности и своевременности начисления оплаты труда работников, правильности расчетов с работниками.
Нарушение законодательства:
– части вторая и третья ст. 6 Закона Республики Беларусь от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы».
Штрафные санкции. Неосуществлением доплаты за работу в сверхурочное время до размера МЗП, невыплатой компенсации за производство работ вахтовым методом работнику-1, невыплатой компенсации за неиспользованный трудовой отпуск в день увольнения 22.05.2019 работнику-2 причинен материальный вред данным работникам. Таким образом, в действиях бухгалтера организации усматривается состав административного правонарушения.
Бухгалтер за допущенные нарушения привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 9.19 КоАП.
Пример 5
Не произведена индексация заработной платы за несвоевременную ее выплату
В ходе внеплановой проверки соблюдения законодательства о труде было установлено, что контрактами с работниками срок выплаты заработной платы определен 25-го числа каждого месяца.
Заработная плата за апрель 2018 г. выплачена 29.06.2018, за октябрь 2018 г. – 27.12.2018, за декабрь 2018 г. – 26.03.2019, за январь 2019 г. – 26.03.2019.
Главный бухгалтер ООО «СМ», являясь уполномоченным должностным лицом нанимателя, не осуществил индексацию заработной платы работникам ООО «СМ» за апрель, октябрь, декабрь 2018 г. и январь 2019 г. при несвоевременной ее выплате. Задержка выплаты заработной платы составляет календарный месяц и более по сравнению со сроком выплаты.
Должностной инструкцией на главного бухгалтера ООО «СМ» возложена обязанность по осуществлению индексации заработной платы работников при несвоевременной ее выплате, задержка выплаты которой составляет календарный месяц и более по сравнению со сроком выплаты.
Нарушение законодательства:
– ст. 58 ТК;
– п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 30.08.1996 № 344 «О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий»;
Штрафные санкции. Указанное правонарушение допущено по вине главного бухгалтера ООО «СМ».
Индексация заработной платы при несвоевременной ее выплате, задержка выплаты которой составляет календарный месяц и более по сравнению со сроком выплаты, не произведена, чем причинен материальный вред работникам ООО «СМ». Таким образом, в действиях бухгалтера усматривается состав административного правонарушения.
За допущенное нарушение требований законодательства о труде главный бухгалтер организации была привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.19 КоАП с применением санкций в виде штрафа.