Руководитель организации уехал в командировку, назначив вместо себя заместителя. Командировку надо продлить. Заместитель руководителя подписал приказ о продлении командировки.
Как заместителю руководителя продлить период временного исполнения обязанностей, если в первом приказе указаны конкретные даты начала и окончания командировки руководителя? Может ли заместитель назначить себя временно исполняющим обязанности начальника?
В силу предоставленных заместителю руководителя полномочий он вправе подписать приказ в отношении руководителя организации о продлении сроков командирования. При этом в силу ограниченного приказом срока исполнения обязанностей руководителя заместитель руководителя самостоятельно не вправе продлить действие своих полномочий в качестве руководителя. Во избежание подобных ситуаций целесообразно в приказе о возложении обязанностей руководителя на другое уполномоченное должностное лицо указывать не конкретные сроки, а период, вызванный временным отсутствием руководителя организации (нахождение в трудовом отпуске, период временной нетрудоспособности, командирования и т.п.).
Важно! Руководитель организации – физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (часть первая ст. 252 Трудового кодекса (далее – ТК)).
Трудовой договор с руководителем организации заключает собственник имущества организации либо уполномоченный им орган на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательными актами (ст. 254 ТК).
Права и обязанности руководителя организации определяются ТК, актами законодательства, учредительными документами, а также трудовым договором (ст. 253 ТК).
Возложение исполнения обязанностей по должности руководителя организации не является назначением на соответствующую должность с заключением трудового договора (контракта).
При этом возложение на работника исполнения обязанностей отсутствующего руководителя организации должно быть обусловлено временным его отсутствием (предоставление отпусков, командировка, период нетрудоспособности и т.п.).
Права, обязанности, полномочия и ответственность руководителя организации определяются в соответствующих учредительных документах. На заместителя руководителя организации возлагаются должностные обязанности соответствующего руководителя по управлению определенным направлением (видом) деятельности, а также выполнение обязанностей в случае временного его отсутствия (отпуска, болезни, увольнения).
Должностные обязанности между заместителями руководителя организации распределяются на основании приказа (распоряжения) нанимателя.
Таким образом, при наличии в штате организации заместителей руководителя организации в период отсутствия последнего его обязанности исполняет соответствующий заместитель согласно приказу о распределении обязанностей между руководителями организации.