Расчеты с ФСЗН
Работник представил листок нетрудоспособности за период с 20 по 28 января 2011 г. Кроме контракта с работником заключен договор подряда с 3 января по 31 декабря 2011 г.
Первый акт выполненных работ по договору подряда подписан 28 февраля 2011 г., период выполнения работ – с 1 по 28 февраля 2011 г., сумма акта – 300 000 руб.
Вознаграждение перечислено 10 марта 2011 г., в этот же день уплачены обязательные страховые взносы.
В январе 2011 г. по штатной должности начислено и выплачено пособие по нетрудоспособности. В связи с тем что вознаграждения по договору подряда до наступления временной нетрудоспособности не выплачены, больничный по договору подряда начислен в январе 2011 г. не был. Он не был начислен и в марте 2011 г. после выплаты вознаграждения по договору подряда за февраль 2011 г. Ошибка обнаружена в феврале 2012 г. при составлении формы ПУ-3.
Необходимо ли начислить и выплатить пособие по нетрудоспособности в феврале 2012 г. в момент обнаружения ошибки?
Можно ли расходы по выплате пособия отнести за счет средств ФСЗН?
Пособие необходимо начислить за счет средств ФСЗН.
Право на пособие по временной нетрудоспособности имеют граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование и за которых уплачивают обязательные страховые взносы (п. 2 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290 (далее – Положение № 1290)).
Пособия выплачивают за счет средств государственного социального страхования (п. 6 Положения № 1290).
Пособия назначают, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня окончания случаев временной нетрудоспособности (п. 4 Положения № 1290).
Лицам, выполняющим работы по гражданско-правовому договору, предметом которого являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, пособия исчисляют из среднедневного размера вознаграждения, с которого уплачены обязательные страховые взносы в ФСЗН, выплаченного по этому договору до наступления случаев временной нетрудоспособности, беременности и родов. Если до наступления случаев временной нетрудоспособности, беременности и родов вознаграждение по гражданско-правовому договору не выплачено, пособия исчисляют из среднедневного размера первого вознаграждения по данному договору, выплаченного после наступления указанных случаев (п. 40 Положения № 1290).
Среднедневной размер вознаграждения для исчисления пособий определяют путем деления суммы вознаграждения на число календарных дней периода выполнения работ по гражданско-правовому договору, за который оно выплачено.
Пособия назначают за календарные дни, удостоверенные листком нетрудоспособности.
Работник, работающий в организации по контракту и одновременно выполняющий работы по договору подряда, имеет право на выплату пособия по нетрудоспособности как штатный работник и как подрядчик. Обращение за пособием последовало своевременно. Поэтому после обнаружения ошибки в феврале 2012 г. следует начислить и выплатить пособие по временной нетрудоспособности, расходы отнести за счет средств ФСЗН.
При исправлении допущенной ошибки необходимо учитывать:
– ошибки, выявленные после окончания отчетного года до составления годовой бухгалтерской отчетности, отражают в бухгалтерском учете оборотами декабря отчетного года (п. 9 Инструкции о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2005 № 83);
– отчет о средствах ФСЗН по форме 4-Фонд за 2011 г. плательщики сдали 20 января 2012 г. Представление уточненных отчетов законодательством не предусмотрено, и на практике их не принимают.
В рассматриваемом случае необходимо поступить следующим образом:
1) отразить в бухгалтерском учете начисление пособия по нетрудоспособности оборотами декабря 2011 г.;
2) показать начисление данного пособия в отчете 4-Фонд за I квартал 2012 г.;
3) в результате этого исправления суммы начисленных пособий по временной нетрудоспособности, отраженные в формах ПУ-3 за 2011 г. и за 2012 г., не будут соответствовать сумме данных, указанных в отчете 4-Фонд за соответствующие периоды. Поэтому одновременно с подачей формы ПУ-3 за 2011 г. и за 2012 г. нужно заполнить пояснительную записку к форме ПУ-3, утвержденную постановлением правления ФСЗН от 30.11.2010 № 21, и отразить расхождения в гр. 3 по стр. 7.
Людмила Гладких, начальник Центрального районного отдела Минского городского управления ФСЗН
Определяем сроки хранения и уничтожения документов по зарплате
Какими документами следует руководствоваться при определении сроков хранения документов по учету труда и заработной платы?
При определении сроков хранения документов по учету труда и начислению заработной платы необходимо руководствоваться:
– Перечнем типовых документов органов государственной власти и управления, организаций Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей по организации системы управления, ценообразованию, финансам, страхованию, управлению государственным имуществом, приватизации, внешнеэкономическим связям с указанием сроков хранения, утвержденным постановлением Госкомархива РБ от 06.08.2001 № 38, с учетом последних изменений от 29.12.2011 № 301 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Перечень № 38);
– Перечнем типовых документов органов государственной власти и управления, организаций Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей по оперативному и статистическому учету и отчетности, электронным информационным ресурсам, трудовым отношениям, социальной защите, работе с кадрами, образованию, таможенному контролю, материально-техническому обеспечению, административно-хозяйственной деятельности, делопроизводству, работе архивов организаций с указанием сроков хранения, утвержденным постановлением Минюста РБ от 14.12.2006 № 82, с изменениями от 24.10.2011 № 234 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Перечень № 82, постановление № 82).
Этими перечнями следует руководствоваться, если необходимо определить сроки хранения документов, касающихся трудовых отношений, работы с кадрами. Что касается документов по выплате заработной платы, расчетов с работниками, то нужно руководствоваться Перечнем № 38.
Например, при определении сроков хранения таких документов (регистров аналитического учета), как расчетно-платежные ведомости по заработной плате, документы о выплате пособий, пенсий, листков нетрудоспособности по социальному страхованию и др., следует пользоваться Перечнем № 38. А вот по документам о выполнении действующих норм выработки (сводки, расчетные таблицы, диаграммы), временных норм выработки и расценках срок хранения определяйте по Перечню № 82.
Каков порядок исчисления сроков хранения документов по учету труда и начислению заработной платы, если последние были заведены в 2009 г. и комплексная налоговая проверка проведена в октябре 2011 г.?
Исчисление сроков хранения документов производите с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством. Например, документы по установлению должностных окладов, применению тарифных сеток, регулированию и расходованию фонда заработной платы должны храниться 3 года (п. 107 Перечня № 82), по переписке об образовании и использовании фондов материального поощрения – 5 лет (п. 102 Перечня № 82). Если такие документы заведены в январе – декабре 2009 г. и закончены делопроизводством 31 декабря 2009 г., то исчислять их срок хранения следует с 1 января 2010 г. и уничтожать их можно с 1 января 2013 г. (при сроке хранения 3 года) и с 1 января 2015 г. (при сроке хранения 5 лет).
Если в указанных перечнях имеется оговорка "После проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства", то в отношении таких документов, как, например, постановления, приказы, распоряжения к ним о предоставлении отпусков, взысканиях, назначении дежурных, служебных командировках в пределах Республики Беларусь, по которым установлен срок хранения 3 года (подп. 16.3 п. 16 ст. 16 Перечня № 38), отчеты о средствах Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ с аналогичным сроком хранения (ст. 460 Перечня № 38), срок хранения следует исчислять с 1 января 2012 г. Уничтожать такие документы можно начиная с 1 января 2015 г.
Документы по учету труда и начислению заработной платы были заведены в организации в январе – августе 2011 г. Комплексная налоговая проверка проведена в октябре 2011 г.
С какого периода можно уничтожать документы за январь – август 2011 г.?
При определении срока хранения указанных документов учтите, что он начнет исчисляться с года, следующего за годом проведения налоговой проверки за оставшиеся месяцы, т.е. сентябрь – декабрь 2011 г. Ведь срок хранения документов исчисляют с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством (п. 4 Положения о порядке применения Перечня № 38 и п. 9 примечаний к постановлению № 82). Учитывая указанные нормы Перечня № 38 и постановления № 82 и то, что отчетным периодом является календарный год, срок хранения документов за январь – август 2011 г. начнет исчисляться с года, следующего за годом проведения налоговой проверки за оставшиеся месяцы 2011 г. Допустим, проверка документов за сентябрь – декабрь 2011 г. будет проведена в июне 2014 г. Следовательно, срок хранения документов начнет исчисляться с 1 января 2015 г., а уничтожать такие документы при условии хранения в течение 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства можно будет с 1 января 2018 г.
Мария Хаткевич, аудитор
Увольнение с задержкой окончательного расчета
В январе 2012 г. работник организации уволился. Окончательный расчет с ним организация произвела лишь в марте 2012 г., т.е. с задержкой. В связи с этим уволенный работник на основании ст. 78 Трудового кодекса РБ (далее – ТК) обратился за взысканием с организации среднего заработка за каждый день задержки окончательного расчета.
В феврале 2012 г. в организации произошло повышение тарифной ставки 1-го разряда, исходя из которой рассчитываются тарифные ставки (оклады) работников.
Необходимо ли для расчета среднего заработка за каждый день просрочки применять поправочный коэффициент?
Необходимо.
Исчисление среднего заработка за каждый день просрочки в случае невыплаты работнику причитающихся ему при увольнении сумм следует производить в соответствии с гл. 3 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 10.04.2000 № 47 (далее – Инструкция № 47).
Главой 3 Инструкции № 47 также определен порядок исчисления среднего заработка для оплаты времени выполнения государственных и общественных обязанностей, определения размера выходного пособия и в других случаях, предусмотренных законодательством.
Расчет среднего заработка работнику в случае несвоевременности произведенного с ним расчета при увольнении относится к другому случаю, предусмотренному законодательством (согласно нормам ст. 78 ТК).
Средний заработок при этом исчисляйте исходя из заработной платы, начисленной работнику за 2 календарных месяца работы (с 1-го до 1-го числа), предшествующие месяцу его увольнения.
Общую сумму среднего заработка, причитающуюся к выплате работнику за просрочку расчета при его увольнении, рассчитывайте путем умножения среднедневного заработка на количество дней, подлежащих оплате.
Среднедневной заработок надо определять путем деления заработной платы, фактически начисленной за принятый для исчисления период, на фактически проработанные в течение этого периода дни.
При этом нормами Инструкции № 47 предусмотрено, что если в периоде, принятом для исчисления среднего заработка, или в периоде, за который производятся выплаты на основе среднего заработка, в организации произошло повышение тарифной ставки 1-го разряда, исходя из которой рассчитываются тарифные ставки (оклады) работников, то исчисление средней заработной платы за период, предшествующий повышению, следует производить с применением поправочных коэффициентов.
Поправочные коэффициенты рассчитывайте путем деления тарифной ставки 1-го разряда, установленной в месяце, в которомосуществляете выплаты на основе среднего заработка, на тарифные ставки 1-го разряда, действовавшие в месяцах, принимаемых для исчисления среднего заработка.
В рассматриваемом случае для расчета среднего заработка работнику следует принимать заработную плату, начисленную емув месяцах, предшествующих увольнению, т.е. за ноябрь – декабрь 2011 г.
Учитывая, что на момент расчета среднего заработка работнику (март 2012 г.) в организации повышена тарифная ставка 1-го разряда, то согласно нормам Инструкции № 47 заработная плата, начисленная ему за фактически отработанное время в ноябре – декабре 2011 г., должна быть откорректирована на поправочный коэффициент.
Людмила Кондратюк, экономист
Установка входной двери и предоставление имущественного налогового вычета
Работник организации, состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в течение строительства квартиры в 2012 г. отказался от выполнения работ по установке входной двери и установил свою дверь собственными силами.
Может ли работник получить имущественный налоговый вычет на сумму расходов по установке входной двери?
Не может.
Плательщики имеют право применить вычет в размере стоимости некоторых работ, определенной договором, на основании которого осуществлено строительство жилого дома или квартиры, от выполнения которых плательщик отказался в установленном законодательством порядке.
К таким расходам относят расходы на работы (в т.ч. расходы на приобретение материалов), связанные с внутренней отделкой (оклейка обоями, окраска, облицовка) индивидуального жилого дома или квартиры, а также расходы на покрытие полов, установку дверных блоков в межкомнатных перегородках, сантехнических приборов и оборудования (кроме унитазов, приборов учета воды и газа), электрических плит (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Поскольку в данном перечне работы по установке входной двери не указаны, имущественный налоговый вычет в отношении понесенных плательщиком расходов не предоставляют.
Владимир Васильев, экономист
Получение налогового вычета при проведении операций с ценными бумагами
Работник по месту основной работы для получения налогового вычета представил в марте 2012 г. документы, подтверждающие расходы на приобретение, реализацию ценных бумаг. Однако бухгалтерия отказала в приеме документов, уведомив работника, что предоставить налоговый вычет сможет только в размере 10 % доходов, полученных по операциям по реализации ценных бумаг.
Правомерны ли действия бухгалтерии?
Правомерны.
В 2012 г. произошли изменения в порядке предоставления налогового вычета в отношении доходов, полученных по операциям с ценными бумагами. Так, в отличие от 2011 г. вместо получения налогового вычета в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг плательщик при определении налоговой базы имеет право применить налоговый вычет в размере 10 % доходов, полученных по операциям по реализации ценных бумаг. При этом расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с применением такого налогового вычета.
Налоговый вычет предоставляют по выбору плательщика:
1) в течение налогового периода – налоговый агент (в т.ч. брокер, доверительный управляющий или иное лицо, совершающие операции по договору поручения, комиссии и иному аналогичному гражданско-правовому договору в интересах плательщика) в размере 10 % доходов, полученных по операциям по реализации ценных бумаг;
2) по окончании налогового периода – налоговый орган при подаче плательщиком налоговой декларации (расчета), в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов или в размере 10 % доходов, полученных по операциям по реализации ценных бумаг (п. 2 ст. 160 НК).
Таким образом, для предоставления налогового вычета документально подтвержденные расходы налоговый агент с 2012 г. уже не принимает.
Владимир Васильев, экономист