Условия предоставления скидки со страхового тарифа на 2017 гОД
Верна ли информация о том, что скидка со страхового тарифа по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 г. не будет предоставлена, если отчет формы 1-страхование (Белгосстрах) за 2015 г. представлен в Белгосстрах на бумажном носителе?
Да, в таком случае скидка со страхового тарифа на 2017 г. не будет предоставлена.
Страхователю предоставляется скидка со страхового тарифа при соблюдении в совокупности следующих условий:
– нахождение на регистрационном учете у страховщика в качестве страхователя не менее 5 календарных лет, предшествующих году расчета страховщиком надбавок и скидок;
– отсутствие у страхователя просроченной задолженности по уплате страховых взносов, а также задолженности по уплате штрафов и пеней на конец каждого отчетного периода на протяжении 5 календарных лет, предшествующих году расчета страховщиком надбавок и скидок;
– своевременное представление страхователем установленной статистической отчетности о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – отчетность) за все отчетные периоды в течение 5 календарных лет, предшествующих году расчета страховщиком надбавок и скидок;
– представление отчетности за базовый год в виде электронного документа;
– начисление страхователем страховых взносов в базовом году.
Эти условия оговорены в п. 8 Правил установления надбавок к страховым тарифам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и скидок с этих тарифов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 531 "Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования" (далее – Правила).
Условие о представлении отчетности за базовый год в виде электронного документа применяется с 1 января 2016 г. (абз. 2 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 01.06.2015 № 221 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь").
Базовым годом является календарный год, предшествующий году расчета страховщиком (Белгосстрахом) надбавок и скидок (п. 4 Правил). Надбавки и скидки страхователям на очередной календарный год устанавливаются не позднее 31 октября т.г. (п. 16 Правил). Поэтому базовым годом для расчета скидок и надбавок на 2017 г. является именно 2015 г. Следовательно, одним из условий, которое обязательно должно быть соблюдено для того, чтобы страхователю могла быть предоставлена скидка со страхового тарифа на 2017 г., является представление отчетности по форме 1-страхование (Белгосстрах) в виде электронного документа. При расчете скидок на 2016 г. это условие не применяется.
Указанное условие будет применяться и в последующие годы. Так, при расчете скидок со страхового тарифа на 2018 г. базовым годом будет являться уже 2016 г., поэтому для предоставления скидки на 2018 г. необходимо будет представить отчетность в виде электронного документа за 2016 г. При этом не имеет значения, в каком виде была представлена отчетность в предыдущие годы.
Напомним, что необходимым условием представления отчетности в виде электронного документа является наличие у страхователя средств электронной цифровой подписи, полученных при регистрации в качестве абонента удостоверяющего центра республиканского унитарного предприятия "Информационно-издательский центр по налогам и сборам" или абонента республиканского удостоверяющего центра Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь республиканского унитарного предприятия "Национальный центр электронных услуг" (п. 3 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-страхование (Белгосстрах) "Отчет о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденных постановлением Белстата от 12.09.2014 № 159).
Отчетность в виде электронного документа представляется с использованием специализированного программного обеспечения, которое размещается на официальном сайте БРУСП "Белгосстрах" http://www.bgs.by.
Борис Бондарик,
начальник управления страхования
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний
БРУСП "Белгосстрах"
Подоходный налог и взносы в фсзн на использование личного автомобиля
Организация в сентябре 2015 г. заключила со своим работником договор на использование личного автомобиля в служебных целях. Компенсация за износ транспортного средства работнику по договору предусмотрена в сумме 5 000 000 руб.
Будет ли указанная компенсация облагаться подоходным налогом и взносами в ФСЗН?
Подоходным налогом – да, взносами в ФСЗН – нет.
Работники, использующие свои транспортные средства, оборудование, инструменты и приспособления для нужд нанимателя, имеют право на получение за их износ (амортизацию) компенсации, размер и порядок выплаты которой определяются по договоренности с нанимателем (ст. 106 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).
Подоходный налог
Освобождаются от подоходного налога с физических лиц все виды предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь компенсаций (за исключением компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику) (подп. 1.3 п. 1 ст. 163 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Сумма удержанного у работника подоходного налога от компенсации за использование автомобиля для нужд нанимателя отражается в бухгалтерском учете записью:
Д-т 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" – К-т 68-4 "Расчеты по подоходному налогу".
ФСЗН
Сумма компенсации, выплачиваемой работнику за использование транспорта в служебных целях, независимо от размера выплаты в базу для начисления обязательных страховых взносов в бюджет фонда не включается.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в бюджет фонда для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в бюджет фонда, но не выше 5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-ХIII "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь").
Компенсации в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренные в гл. 9 ТК, не являются объектом для начисления и уплаты страховых взносов в бюджет фонда (п. 3 Перечня № 115*).
____________________
* Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115.
Справочно: сумма компенсации за использование автомобиля в служебных целях не участвует при определении среднего заработка для расчета отпускных, пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам и в иных случаях, предусмотренных законодательством (п. 5.4 Перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка (приложение к Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда от 10.04.2000 № 47), п. 24 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569).
Сумма выплат при увольнении превышает предельную величину для начисления в ФСЗН
Работник организации увольняется 2 октября 2015 г. Окончательный расчет при его увольнении составил 45 000 000 руб. На момент увольнения работника величина средней заработной платы работников в республике за предыдущий месяц (сентябрь 2015 г.) неизвестна.
Как начислить обязательные страховые взносы в данном случае? Нужно ли производить перерасчет суммы страховых взносов, уплаченной уволившимся работником (1 %)?
Организация должна произвести окончательный расчет с работником непосредственно в день увольнения. Поскольку на день увольнения работника (2 октября 2015 г.) организация не располагала сведениями о размере средней заработной платы работников в республике за сентябрь 2015 г., то при определении размера страховых взносов в ФСЗН ей следует использовать последнюю известную величину средней заработной платы работников в республике, т.е. за август 2015 г. А после того как будут известны и опубликованы сведения о средней заработной плате работников в республике за сентябрь, нужно будет произвести перерасчет ранее начисленных страховых взносов в части суммы, уплаченной работодателем, но это касается только показателя в размере 34 %. Сумма страховых взносов, удерживаемая у работника в размере 1 %, перерасчету не подлежит.
С 1 января 2015 г. страховые взносы в ФСЗН для работодателей и работающих граждан начисляются на выплаты, предусмотренные в абз. 2 ст. 2 Закона № 138-XIII*, не превышающие 5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются страховые взносы в ФСЗН, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (подп. 1.5 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 08.12.2014 № 570 "О совершенствовании пенсионного обеспечения").
_____________________
* Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь" (далее – Закон № 138-XIII).
Так, при окончательном расчете с работником сумма отчислений в ФСЗН составит:
6 970 521 руб. (величина средней заработной платы работников в республике за август 2015 г.) × 5 × 35 % = 12 198 412 руб.,
где 34 % – размер страховых взносов в ФСЗН для работодателя – 11 849 886 руб. (подлежит перерасчету);
1 % – размер страховых взносов, удерживаемый у работника, – 348 526 руб. (не подлежит перерасчету).
БУДЕТ ЛИ НАЗНАЧЕНО ПОСОБИЕ НА СТАРШЕГО РЕБЕНКА, ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ?
В организации работает женщина, которая на данный момент находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. На воспитании у нее двое детей: в возрасте 2 лет и 17 лет. Старший ребенок учится в Литве.
Будет ли на старшего ребенка назначаться пособие, предусмотренное семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет?
На старшего ребенка пособие не назначается и не выплачивается.
Выплата государственного пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет прекращается в случае выезда ребенка за пределы Республики Беларусь на срок более 2 месяцев (за исключением детей, родители которых работают в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь) (ст. 23 Закона Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" от 29.12.2012 № 7-З; далее – Закон № 7-З).
Выплата пособия прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выезда (ст. 20 Закона № 7-З).
При возвращении старшего ребенка в Республику Беларусь выплата пособия, приостановленная в связи с его выездом за пределы Республики Беларусь на срок более 2 месяцев, возобновляется со дня обращения за его возобновлением (п. 12 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569).
Примечание. Для назначения пособия требуется представить справку о том, что гражданин является обучающимся, которая представляется на ребенка в возрасте от 3 до 18 лет, обучающегося в учреждении образования (в т.ч. дошкольного) (п. 2.91 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2015 № 200).
Важно! Получатели пособий обязаны сообщать о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пособия или прекращение его выплаты, в 5-дневный срок со дня их наступления (ст. 6 Закона № 7-З).
Излишне выплаченные суммы государственных пособий (вследствие представления документов с заведомо недостоверными сведениями, непредставления либо несвоевременного представления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты государственного пособия, других изменений, влияющих на право получения государственного пособия или на его размер, а также вследствие иных переплат) подлежат возврату получателем государственного пособия.
В случае отказа получателя государственного пособия от возврата излишне выплаченных сумм государственных пособий в добровольном порядке их удержание производится из сумм государственных пособий, заработной платы, денежного довольствия, стипендии или иного дохода на основании решения комиссии по назначению пособий в размере не более 20 % от действующего размера государственного пособия ежемесячно до полного погашения задолженности. При прекращении выплаты государственного пособия, заработной платы, денежного довольствия, стипендии или иного дохода оставшаяся задолженность взыскивается с получателя государственного пособия в судебном порядке.
Наталья Семашко, экономист