contents Содержание
A
100%
A
add bookmarks
show bookmarks
11

ВОПРОС-ОТВЕТ

Владимир Васильев, экономист

Аванс на командировочные расходы

Организация в связи с тяжелым финансовым положением приняла решение выплачивать командировочные расходы 28-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок соответствующей командировки, на основании реестра командировок. Все работники с таким решением организации ознакомлены и не возражают.

Возможен ли такой подход?

Нет, наниматель обязан выдать командированному работнику денежный аванс.

При служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику следующие расходы (часть вторая ст. 95 Трудового кодекса Республики Беларусь):

1) по проезду к месту служебной командировки и обратно;

2) по найму жилого помещения;

3) за проживание вне места постоянного жительства (суточные);

4) иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы.

Аналогичная норма предусмотрена п. 8 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.07.2010 № 115.

Так, не позднее чем за 1 день до отъезда в служебную командировку наниматель обязан выдать командированному работнику денежный аванс в пределах сумм, причитающихся на оплату стоимости проезда к месту служебной командировки и обратно, расходов по найму жилого помещения и суточных (п. 7 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.04.2000 № 35).

Таким образом, невыдача аванса является нарушением законодательства о труде.

Иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ст. 9.16–9.18 и ч. 1 и 3 ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), причинившие вред работнику, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин (ч. 4 ст. 9.19 КоАП).

Органы Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 9.19 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов данного Департамента (ч. 1 ст. 3.23 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"

Опекунство над 2 детьми и стандартный налоговый вычет

Работница организации представила документы, что она является опекуном несовершеннолетнего ребенка, а также ребенка старше 18 лет, получающего в дневной форме первое высшее образование.

На какие стандартные налоговые вычеты по подоходному налогу имеет право работница, осуществляющая опекунство?

Есть право на вычет в размере 410 000 руб. на несовершеннолетнего ребенка.

При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) плательщик имеет право применить стандартный налоговый вычет в размере 210 000 руб. в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).

Справочно: иждивенцами для целей НК признаются:

– физические лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, – для супруга (супруги), а при его (ее) отсутствии – для физического лица, в установленном порядке признанного родителем ребенка, из доходов которого по решению суда или распоряжению физического лица удерживаются суммы на содержание данного иждивенца в размере не менее предусмотренного для взыскания алиментов. В случае если в таком отпуске при наличии родителей (родителя) находится физическое лицо из числа лиц, определенных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, не являющееся родителем ребенка и не имеющее супруга (супруги), оно признается иждивенцем для одного из родителей ребенка;

– обучающиеся старше 18 лет, получающие в дневной форме получения образования общее среднее, специальное, первое профессионально-техническое, первое среднее специальное, первое высшее образование, – для их родителей;

– несовершеннолетние, над которыми установлены опека или попечительство, – для опекунов или попечителей этих несовершеннолетних.

Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю установленный в подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК стандартный налоговый вычет предоставляют в размере 410 000 руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца.

Таким образом, работница-опекун имеет право на стандартный вычет в размере 410 000 руб. в отношении несовершеннолетнего ребенка.

Вычет в отношении ребенка старше 18 лет, который получает в дневной форме первое высшее образование, предоставляют только его родителям. Поэтому в отношении этого ребенка работница-опекун не имеет права на стандартный налоговый вычет по подоходному налогу.

Сергей Козырев, канд. экон. наук,
DipIFR, аудитор ООО "Аудиторский центр "Эрудит"

Приобретение одноквартирного жилого дома по договору лизинга и имущественный налоговый вычет

Сотрудник организации приобрел одноквартирный жилой дом по договору лизинга, предусматривающему выкуп дома.

Какой порядок предоставления имущественного налогового вычета по подоходному налогу по месту работы этого сотрудника?

Нужно представить доказательство, что он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и другие документы.

При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156  Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) плательщик имеет право применить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных плательщиком и членами его семьи (супругом (супругой), их не состоящими в браке на момент осуществления расходов детьми и иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика) расходов на приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома, в т.ч. в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга.

Данное право появилось в НК в 2015 г.

Для применения вычета сотрудник должен:

– доказать, что он и члены его семьи состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае, если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами.

Справка о состоянии на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий утверждена в приложении 14 к постановлению Минжилкомхоза Республики Беларусь от 27.12.2010 № 28;

– представить необходимые документы.

Справочно: такими документами являются:

– копия договора финансовой аренды (лизинга), предусматривающего выкуп предмета лизинга – одноквартирного жилого дома;

– копия акта приемки-передачи предмета лизинга – при приобретении одноквартирного жилого дома в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга;

– документы, подтверждающие фактическую оплату лизинговых платежей в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга, с указанием в них суммы оплаты части стоимости предмета лизинга – одноквартирного жилого дома (п. 2 ст. 166 НК).

При приобретении одноквартирного жилого дома в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга, фактически произведенные расходы на такое приобретение подлежат вычету в пределах оплаты стоимости предмета лизинга, указанной в этом договоре.

Вычет предоставляют после подписания акта приемки-передачи предмета лизинга (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).

 Григорий Шевченко, экономист

Отчисления в ФСЗН и Белгосстрах с работников-иностранцев

В июле 2015 г. организация заключила трудовые договоры с гражданами Российской Федерации и Литвы. Гражданин Литвы в сентябре заболел и представил листок нетрудоспособности в связи с общим заболеванием.

Необходимо ли уплачивать страховые взносы с фонда заработной платы в ФСЗН и Белгосстрах за данных работников? Следует ли выплатить пособие по временной нетрудоспособности работнику – гражданину Литвы?

Обязательные страховые взносы включают взносы на пенсионное и социальное страхование (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь").

Иностранным гражданам, работающим в Республике Беларусь, предоставлено право участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию (абз. 4 части второй ст. 7 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-ХII "Об основах государственного социального страхования").

Размеры страховых взносов составляют:

– на пенсионное страхование:

для работодателей – 28 % (в общем случае);

для работающих граждан – 1 %;

– на социальное страхование для работодателей – 6 %.

Социальное страхование – это система социальной защиты граждан в случае:

– временной нетрудоспособности;

– беременности и родов;

– рождения ребенка;

– ухода за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

– предоставления 1 свободного от работы дня в месяц матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;

– смерти застрахованного или члена его семьи.

Пенсионное страхование – это страхование на случай достижения застрахованным лицом пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца. Право на получение пенсий имеют лица, за которых уплачивались взносы на пенсионное страхование. По достижении пенсионного возраста накопленные взносы являются источником, из которого будет выплачиваться пожизненная пенсия.

Отчисления в ФСЗН…

…для гражданина Российской Федерации

Между Республикой Беларусь и Российской Федерацией заключен Договор о Евразийском экономическом союзе, в соответствии с которым социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств – членов ЕАЭС и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)).

Таким образом, уплата страховых взносов на социальное страхование в бюджет фонда за работника-иностранца, гражданина Российской Федерации, является для юридического лица (нанимателя) обязательной и осуществляется в размере 6 %. При этом не требуется какого-либо заявления от работника.

Однако в случае изъявления желания пользоваться пенсионным страхованием Республики Беларусь гражданин Российской Федерации имеет право подать письменное заявление нанимателю для уплаты им и за него страховых взносов в бюджет фонда в размере 29 % (28 % + 1 %).

…для гражданина Литвы

Учитывая вышеизложенное, на иностранного гражданина Литвы обязательность уплаты страховых взносов не распространяется. Только при изъявлении им желания (подаче заявления) работодатель уплачивает страховые взносы в ФСЗН. То есть ему предоставляется право выбора размера уплачиваемых страховых взносов: 35 % (28 % + 1 % + 6 %), или только 29 % (28 % + 1 %) (пенсионное страхование), или только 6 % (социальное страхование).

Поэтому, если данный работник не изъявил желание участвовать в государственном социальном страховании, то права на получение пособия по временной нетрудоспособности у него не будет.

Отчисления в Белгосстрах

Застрахованным лицом является гражданин, подлежащий обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. К страхователям относятся организации, которые в соответствии с законодательством предоставляют работу гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам, проживающим в Республике Беларусь (абз. 3 и 5 п. 271 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530).

Иностранцы и лица без гражданства, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право заниматься трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на основании специальных разрешений, выдаваемых подразделениями по гражданству и миграции Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь").

В рассматриваемой ситуации иностранные работники, являющиеся гражданами Российской Федерации и Литвы, имеют разрешение на постоянное проживание и вид на жительство в Республике Беларусь, т.е. они, так же как и остальные работники – граждане Республики Беларусь, проживают в республике. Следовательно, страховые взносы в Белгосстрах следует начислить на заработную плату всех работников организации.

Наталья Курская, аудитор

Обучение в магистратуре и социальный налоговый вычет

Работник организации после окончания белорусского университета (первое высшее образование) обучается в магистратуре.

Имеет ли он право на получение социального налогового вычета при исчислении подоходного налога?

Имеет.

Высшее образование подразделяется на 2 ступени. При этом магистратура является II ступенью высшего образования.

Справочно: на I ступени высшего образования обеспечивается подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием.

Высшее образование I ступени дает право на продолжение образования на II ступени высшего образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации.

На II ступени высшего образования (магистратура) обеспечиваются углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра.

На II ступени высшего образования реализуются образовательная программа высшего образования II ступени, формирующая знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающая получение степени магистра, и образовательная программа высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающая получение степени магистра (пп. 3–5 ст. 202 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 НК плательщик имеет право применить социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной плательщиком в течение налогового периода за свое обучение в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего образования (подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК).

Социальный налоговый вычет предоставляют в размере фактически произведенных расходов на обучение при подаче плательщиком налоговому агенту (налоговому органу) необходимых документов.

Справочно: такими документами являются:

– справка (ее копия) учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающая, что плательщик является либо являлся обучающимся учреждения образования и получает либо получал первое высшее образование, с указанием периода получения образования;

– копия договора о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе, заключенного с учреждением образования Республики Беларусь;

– документы, подтверждающие фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам);

– копия кредитного договора – при получении кредита банка Республики Беларусь на оплату первого высшего образования;

– копия договора займа – при получении заемных средств от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей.

При этом документы, подтверждающие фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных на получение первого высшего образования, должны содержать информацию о фамилии, имени, отчестве плательщика, сумме и дате оплаты, назначении платежа, если такие требования предусмотрены законодательством, регулирующим порядок оформления указанных документов.

В случае если документы не содержат указанных реквизитов, к ним прилагается справка получателя платежа с недостающей информацией, скрепленная печатью (п. 3 ст. 165 НК).

Таким образом, работник имеет право на получение социального налогового вычета на сумму израсходованных им средств при обучении в магистратуре, если представит необходимые документы.

Владимир Васильев, экономист

prev Пред.
contents Содержание
next След.
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.