Премии руководителям
Директору общества ежемесячная премия выплачивается на основании приказа по обществу. Аудиторы при проведении проверки указали, что данный документ не позволяет однозначно производить такие выплаты.
Верно ли такое замечание?
Верно, при отсутствии правильного документального оформления.
Выплачивая премию руководителю юридического лица, мы часто забываем о том, что не всегда приказ о выплате премии сотрудникам является для бухгалтера достаточным документом.
Руководитель – это в т.ч. и исполнительный орган юридического лица. Условия его деятельности определяются не только Трудовым кодексом, локальными документами, но и уставом организации.
В приведенной ситуации речь идет о хозяйственном обществе. А это значит, что следует учитывать нормы Закона РБ "О хозяйственных обществах" (далее – Закон), а также положения трудового договора с руководителем.
Определение условий оплаты труда исполнительного органа Закон относит к компетенции общего собрания участников общества (ст. 35). Это значит, что протоколом общего собрания должно быть определено, как, когда и в каком размере исполнительный орган – директор – получает заработную плату; каким образом, в каких случаях и в каком размере определяется выплата премии или иных выплат для директора. Данная функция может быть делегирована общим собранием иному органу, созданному и работающему в обществе (например, совету директоров, наблюдательному совету). Эти положения должны быть отражены в уставе общества.
Принятые решения должны найти отражение и в трудовом договоре с руководителем.
В том случае, когда общее собрание не урегулировало данный вопрос, выплачивать премию руководителю следует на основании решения общего собрания участников. В бухгалтерию необходимо представить протокол общего собрания участников.
В противном случае такие выплаты могут быть признаны необоснованными.
Отражение в бухгалтерской отчетности за 2014 г. резервов предстоящей оплаты отпусков
Организация создавала в 2014 г. резерв предстоящей оплаты отпусков.
Каким образом резерв предстоящей оплаты отпусков отражается в бухгалтерской отчетности?
По статье "Резервы предстоящих платежей" (стр. 550) бухгалтерского баланса показываются суммы резервов предстоящих платежей, учитываемые на счете 96 "Резервы предстоящих платежей" и подлежащие использованию более чем через 12 месяцев после отчетной даты (пп. 47, 55 Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 111 (далее – Инструкция № 111)).
По статье "Резервы предстоящих платежей" (стр. 660) бухгалтерского баланса показываются суммы резервов предстоящих платежей, учитываемые на счете 96 и подлежащие использованию в течение 12 месяцев после отчетной даты.
Таким образом, суммы резерва предстоящей оплаты отпусков в бухгалтерской отчетности показываются по стр. 660 бухгалтерского баланса.
В примечаниях к бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию информация по обязательствам, в т.ч. о суммах резервов предстоящих платежей на конец предыдущего года и отчетного периода, суммах созданных в отчетном периоде резервов предстоящих платежей, суммах изменения созданных в предыдущих периодах резервов предстоящих платежей, суммах использования резервов предстоящих платежей в отчетном периоде, суммах резервов предстоящих платежей, восстановленных в отчетном периоде (п. 121 Инструкции № 111).
Проведение инвентаризации резерва предстоящей оплаты отпусков
Необходимо ли в учетной политике организации на 2015 г. оговаривать вопросы проведения инвентаризации резерва предстоящей оплаты отпусков? Если да, то какие вопросы?
Вопросы проведения инвентаризации резерва предстоящей оплаты отпусков необходимо оговаривать в учетной политике.
Активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется сданными бухгалтерского учета (ст. 13 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности"; далее – Закон № 57-З).
Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:
– при реорганизации или ликвидации организации;
– смене материально ответственных лиц;
– выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
– возникновении чрезвычайных ситуаций;
– перед составлением годовой отчетности;
– в иных случаях, предусмотренных законодательством РБ.
Учетная политика организации включает в себя, среди прочего, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации (п. 4 ст. 9 Закона № 57-З).
Таким образом, порядок проведения инвентаризации резерва предстоящей оплаты отпусков подлежит отражению в учетной политике организации на 2015 г.
Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета устанавливает Минфин.
На данный момент действует Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).
Резервы предстоящих расходов согласно п. 2 Инструкции № 180 относятся к инвентаризируемым обязательствам организации.
В учетной политике необходимо закрепить вопросы проведения инвентаризации, по которым в законодательстве отсутствует четкий порядок проведения и присутствует вариантность: количество инвентаризаций в отчетном году, сроки проведения инвентаризации, перечень и другие вопросы.
При установлении в учетной политике на 2015 г. сроков проведения инвентаризации следует помнить ограничения, предусмотренные законодательством. В частности, согласно п. 8 Инструкции № 180 периодичность проведения инвентаризации:
– основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в т.ч. товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продукции подсобного сельского хозяйства) составляет не менее 1 раза в год;
– незавершенного производства и полуфабрикатов – не менее 2 раз в год;
– животных на выращивании и откорме (в т.ч. молодняка животных) – не менее 1 раза в год;
– денежных средств – не менее 1 раза в год;
– обязательств и других активов – не менее 1 раза в год.
При этом по решению руководителя организации установленное Инструкцией № 180 количество проводимых в течение года обязательных инвентаризаций может быть увеличено.
Согласно п. 7 Инструкции № 180 перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств в следующие сроки:
– основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в т.ч. товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продукции подсобного сельского хозяйства) – не ранее 1 ноября;
– незавершенного производства и полуфабрикатов – не ранее 1 ноября;
– животных на выращивании и откорме (в т.ч. молодняка животных) – не ранее 1 ноября;
– денежных средств – не ранее 1 декабря;
– обязательств и других активов – не ранее 1 декабря.
Таким образом, периодичность проведения инвентаризации обязательств – не менее 1 раза в год. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию обязательств не ранее 1 декабря.
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
Излишне выплаченная зарплата в связи с допущенной ошибкой в табеле рабочего дня
Работник организации изначально принят на работу на условиях полной занятости. По инициативе нанимателя ему установлен неполный рабочий день, о чем был издан приказ, а также подписано с работником дополнительное соглашение к контракту. Работница организации, ответственная за учет рабочего времени, на протяжении 2 месяцев допускала ошибку и проставляла в табеле работнику полный рабочий день. В связи с этим бухгалтером неверно была начислена заработная плата.
Вправе ли организация удержать излишне выплаченные суммы по заработной плате, если ошибка допущена из-за невнимательности ответственных лиц?
Удержание излишне выплаченных сумм может производиться только с согласия работника.
Учет явок на работу и ухода с нее ведется в табелях использования рабочего времени, годовых табельных карточках и других документах с указанием фамилии, инициалов работника, календарных дней учетного периода, количества отработанного времени, в т.ч. в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни, и других необходимых сведений. Формы документов для учета явок на работу и ухода с нее, а также порядок их заполнения утверждаются нанимателем.
Учету подлежит фактическое рабочее время, которое состоит из отработанного и неотработанного времени, включаемого в соответствии с законодательством в рабочее время.
Наниматель обязан организовать учет использования рабочего времени, поэтому целесообразно назначить работника, ответственного за ведение документов, учет рабочего времени соответствующего работника с момента явки на место выполнения работы согласно правилам внутреннего трудового распорядка, графику работ (сменности) или особому указанию нанимателя и до момента фактического освобождения от работы в этот рабочий день (смену).
Трудовым законодательством не предусмотрена правомерность удержания неверно выплаченной заработной платы работнику из-за неправильно заполненных табелей вследствие невнимательности ответственного работника.
Заработная плата, излишне выплаченная работнику нанимателем, в т.ч. при неправильном применении закона, не может быть с него взыскана, за исключением случаев счетной ошибки (часть третья ст. 107 Трудового кодекса РБ; далее – ТК).
Справочно: к счетной ошибке относится техническая ошибка, т.е. описка, опечатка, пропуск или повторный ввод данных, арифметическая ошибка при подведении итогов, неточное округление.
Невнимательность ответственного работника нельзя отнести к счетной ошибке, поэтому в данном случае наниматель не может принудительно взыскать с работника сумму излишне выплаченной заработной платы. Для этого ему потребуется согласие работника.
При получении согласия работника на удержание заработной платы, излишне ему выплаченной нанимателем из-за невнимательности ответственных лиц, необходимо издать приказ (распоряжение), в котором будут оговорены общая сумма, подлежащая удержанию, и ежемесячный размер удержаний.
Справочно: размер всех удержаний не может превышать 20 %, а в случаях, предусмотренных законодательством, – 50 % заработной платы, причитающейся к выплате работнику. Ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей и расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Однако за работником должно быть сохранено не менее 30 % заработка (ст. 108 ТК).
Ответственные лица, допустившие ошибку, могут быть привлечены к материальной ответственности согласно гл. 37 ТК.
Место выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет
В 2013 г. средняя численность работников коммерческой организации составила 12 человек и организация была отнесена к микроорганизации. В 2014 г. численность работников превысила 15 человек. В организации есть работники, получающие пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
Изменяется ли место выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в 2015 г.?
Не изменяется.
Государственные пособия, предусмотренные Законом РБ от 29.12.2012 № 7-З "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" (далее – Закон № 7-З) (в частности, пособие в связи с рождением ребенка; пособие женщине, ставшей на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности; пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и др.), лицам, работающим в коммерческих организациях со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно, назначаются в органах по труду, занятости и социальной защите в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания) и выплачиваются данными органами за текущий месяц через банк или отделения связи по выбору получателя (ст. 20 Закона № 7-З).
Государственные пособия, назначенные органами по труду, занятости и социальной защите лицам, работающим в коммерческих микроорганизациях, продолжают выплачиваться органами по труду, занятости и социальной защите независимо от последующего увеличения средней численности работников в такой организации свыше 15 человек. Если лицо, работающее в коммерческой организации, средняя численность работников в которой превысила 15 человек, обращается в орган по труду, занятости и социальной защите за назначением другого государственного пособия, выплата ранее назначенного в органе по труду, занятости и социальной защите государственного пособия прекращается и право на все государственные пособия реализуется по месту его работы (п. 9 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособиях семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569)).
Государственные пособия, назначенные в коммерческой организации, продолжают выплачиваться коммерческой организацией независимо от последующего уменьшения средней численности работников до 15 человек и менее. В случае обращения гражданина по месту работы за назначением другого государственного пособия выплата ранее назначенного в коммерческой организации государственного пособия прекращается и право на все государственные пособия реализуется в органе по труду, занятости и социальной защите (п. 9 Положения № 569).
Таким образом, место выплаты пособия по уходу за ребенком до 3 лет может измениться только в том случае, если у лица, работающего в коммерческой организации, средняя численность работников в которой превысила 15 человек, возникнет право на другое государственное пособие. Выплата ранее назначенного пособия прекращается, органом по труду, занятости и социальной защите получателю пособия выдается справка о размере пособия на детей и периоде его выплаты (п. 2.18 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200).
Татьяна Ковязина, экономист