Изменение оснований для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и право на получение имущественного налогового вычета
Работник организации с апреля 2011 г. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Октябрьского района г. Минска как обеспеченный общей площадью жилого помещения менее 15 м2 на одного человека. С 10 августа вступил в силу Указ Президента РБ от 09.08.2011 № 346 (далее – Указ № 346), который установил, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признают граждан, обеспеченных общей площадью жилого помещения в г. Минске менее 10 м2 на одного человека.
В 2014 г. работник заключил договор на строительство квартиры и представил в организацию документы о понесенных им расходах для получения имущественного налогового вычета по подоходному налогу.
Может ли работник получить имущественный налоговый вычет, если на момент заключения договора на строительство квартиры изменились основания для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?
Может.
При определении размера налоговой базы подоходного налога плательщик имеет право применить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных плательщиком и членами его семьи, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на строительство квартиры, а также на погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на строительство квартиры на территории Республики Беларусь.
Право на имущественный налоговый вычет имеют плательщики и члены их семей, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае, если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 Налогового кодекса РБ; далее – НК).
Справочно: в настоящее время данные основания установлены ст. 35 Жилищного кодекса РБ и Положением об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденным Указом Президента РБ от 16.12.2013 № 563 (далее – Положение № 563 и Указ № 563 соответственно).
В 2011 г. нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 м2 на одного человека, в т.ч. и в г. Минске (подп. 3.1.2 п. 3 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента РБ от 29.11.2005 № 565; далее – Положение № 565).
Указ № 346 внес изменения в подп. 3.1.2 п. 3 Положения № 565, согласно которым с 10 августа 2011 г. нуждающимися в улучшении жилищных условий признают граждан, обеспеченных общей площадью жилого помещения в г. Минске менее 10 м2 на одного человека.
При этом граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, действовавшим до вступления в силу Указа № 346 и изменяемым Указом № 346, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и сохраняют право состоять на таком учете по данным основаниям (п. 4 Указа № 346).
Впоследствии Указ № 346 был отменен Указом № 563. Но в подп. 3.1.2 п. 3 Положения № 563 закреплена аналогичная норма: нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 м2 (в г. Минске – менее 10 м2) на одного человека.
Кроме того, Указ № 563 определил, что граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, действовавшим до вступления в силу этого Указа, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и сохраняют право состоять на таком учете по данным основаниям.
Имущественный налоговый вычет наниматель предоставляет по месту основной работы плательщика на основании документов, указанных в п. 2 ст. 166 НК. К таким документам в т.ч. относится справка (ее копия) местного исполнительного и распорядительного органа или иного государственного органа, подтверждающая, что плательщик и члены его семьи состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состояли на таком учете на момент заключения кредитного договора или договора займа.
Таким образом, работник организации, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий в 2011 г. по основаниям, установленным Положением № 565, может получить имущественный налоговый вычет с момента несения расходов на строительство независимо от того, что на момент заключения договора о строительстве квартиры изменились основания для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом необходимым условием является представление в организацию по месту основной работы документов, предусмотренных п. 2 ст. 166 НК.
Владимир Васильев, экономист
Возмещение работнику понесенных им расходов на банковский счет, к которому выдана корпоративная карточка
Организация отправила в заграничную командировку работника, выдав ему аванс в сумме 300 евро путем зачисления данной суммы на банковский счет, к которому выпущена в обращение корпоративная карточка. В командировке работник полностью потратил выданный ему аванс, используя корпоративную карточку, а также произвел дополнительные расходы в сумме 200 евро за свой счет, используя личную карточку и наличную иностранную валюту. По данным операциям работник представил подтверждающие документы (карт-чек, счет из гостиницы и т.п.).
Может ли организация возместить своему работнику понесенные им дополнительные расходы путем зачисления на банковский счет, к которому выдана корпоративная карточка?
Может.
Юридические лица могут с учетом норм, установленных законодательством, перечислять на счета клиентов – своих работников (при их согласии) суммы денежных средств, подлежащие возмещению данным работникам в связи с произведенными ими за свой счет расходами, в т.ч. при использовании личных дебетовых (личных кредитных) карточек, указанными в п. 26 Инструкции № 34* (п. 27 Инструкции № 34).
_________________________
* Инструкция о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 18.01.2013 № 34; далее – Инструкция № 34.
Таким образом, организация может при согласии работника возместить понесенные им за свой счет командировочные расходы путем выдачи наличных денежных средств либо банковским переводом на его личный счет либо корпоративную карточку.
Оплата дней медицинского осмотра и сдачи крови работника-донора
Организация заключила контракт с работником, который является донором.
Каков порядок оплаты дней медицинского осмотра и сдачи крови?
Донор крови – лицо, добровольно сдающее свою кровь. Донор, в частности, имеет право на освобождение от работы (учебы, исполнения обязанностей военной службы (службы)) в день медицинского осмотра и сдачи крови, ее компонентов (ст. 29 Закона РБ от 30.11.2010 № 197-З "О донорстве крови и ее компонентов"; далее – Закон № 197-З).
Гарантии, предоставляемые донору, предусмотрены ст. 31 Закона № 197-З. В частности, в день медицинского осмотра и сдачи крови, ее компонентов работники в соответствии с законодательством освобождаются от работы с сохранением за ними среднего заработка за этот день.
После каждого дня сдачи крови, ее компонентов донору предоставляют дополнительный день отдыха с сохранением за ним среднего заработка. Указанный день отдыха по желанию донора может быть присоединен к трудовому отпуску или использован в иное время.
В случае сдачи крови, ее компонентов во время трудового отпуска, в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом нерабочими, в выходные дни или после рабочего дня работникам предоставляют другой день отдыха.
Сохранение среднего заработка осуществляется за счет организации переливания крови в порядке, определяемом Советом Министров.
Справочно: положения, аналогичные положениям ст. 31 Закона № 197-З, содержатся и в ст. 104 Трудового кодекса РБ.
Сохранение за счет организации переливания крови среднего заработка за день медицинского осмотра и сдачи крови и ее компонентов, а также предоставление дополнительного дня отдыха работникам осуществляется за фактически использованные такие дни при представлении документов, подтверждающих использование этих дней, и справки с места работы о среднем заработке за указанные дни, исчисленном в соответствии с законодательством (подп. 1.3 п. 1 постановления Совета Министров РБ от 02.06.2011 № 693).
При исчислении среднего заработка следует руководствоваться Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 10.04.2000 № 47.
Сергей Козырев, канд. экон. наук, DipIFR, аудитор ООО "Аудиторский центр "Эрудит"
Вычет на ребенка до 18 лет и иждивенца
У работницы организации двое детей. Младшему сыну 10 лет. Старший сын учится в университете, получает первое высшее образование. В ноябре ему исполнилось 18 лет. При расчете подоходного налога в 2014 г. ей предоставлялся стандартный вычет в размере 710 000 руб. в месяц (355 000 руб. × 2), так как у нее двое детей до 18 лет.
В каком размере должен предоставляться работнице стандартный вычет для расчета подоходного налога в декабре 2014 г.?
В декабре 2014 г. работнице предоставляется стандартный вычет в размере 360 000 руб. (180 000 руб. на ребенка до 18 лет и 180 000 руб. на иждивенца).
Представим сложившуюся ситуацию в виде таблицы.
Вычет предоставляется физическому лицу – плательщику подоходного налога на каждого находящегося у него на обеспечении ребенка до 18 лет и (или) иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Иждивенцем в целях исчисления подоходного налога признается (часть вторая подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК):
1) ребенок старше 18 лет, который получает образование в дневной форме (общее среднее, специальное, первое профессионально-техническое, первое среднее специальное, первое высшее), – для его родителей;
2) ребенок до 18 лет – для его опекунов или попечителей (в т.ч. приемных родителей, родителей-воспитателей в детских домах семейного типа, детских деревнях (городках)) (далее – опекуны-попечители) (ст. 169 Кодекса РБ о браке и семье (далее – КоБС));
3) лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, – для супруга (супруги) (если супруг (супруга) отсутствует – для физического лица, в установленном порядке признанного родителем ребенка, из доходов которого удерживаются суммы на содержание этого лица);
4) другой родственник ребенка, находящийся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет и не имеющий супруга (супруги), – для одного из родителей ребенка (ст. 59, 60 КоБС).
Родителям, имеющим 2 и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, установленный в указанном подпункте стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 355 000 руб. на каждого ребенка в месяц.
Таким образом, налоговый вычет в размере 355 000 руб. предоставляется на каждого ребенка до 18 лет. После исполнения 18 лет ребенок, получающий первое высшее образование в дневной форме, для целей предоставления вычета рассматривается как иждивенец.
Особенности условий труда беременных женщин
Женщина представила медицинскую справку о том, что она находится на 10-й неделе беременности. Работница изъявила желание выйти на работу в праздничный день.
Вправе ли наниматель разрешить беременной женщине по ее заявлению выйти на работу в праздничный день?
Не вправе.
Учитывая особенности женского организма, трудовое законодательство предусматривает ряд льгот для работающих женщин, повышенные требования к охране их труда (гл. 19 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)) и, конечно же, ответственность за нарушение этих норм.
Запрещено привлечение беременных женщин к работе:
– в ночное время (с 22:00 до 6:00) (ст. 117 ТК);
– сверхурочно;
– в государственные праздники;
– праздничные и выходные дни.
Кроме того, запрещено их направление в служебную командировку (ст. 263 ТК).
Также беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания, либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе (ст. 264 ТК).
Для перевода необходима справка из учреждения здравоохранения, в которой должен быть указан вид более легкой работы. Заключение организации здравоохранения о необходимости перевода беременной женщины на более легкую работу является обязательным для нанимателя.
Если перевод на более легкую работу невозможен ввиду отсутствия такой работы или невыгоден беременной женщине, допускается оставление ее на прежней работе, но с облегчением условий труда (изменяется режим работы, вводится неполный рабочий день, уменьшается вес поднимаемого груза и т.д.).
Согласно вышеизложенным нормам наниматель вправе отказать беременной женщине, даже если она в письменном виде изъявила желание выйти на работу в праздничный день.
Татьяна Молодцова, экономист