contents Содержание
A
100%
A
add bookmarks
show bookmarks
6

Вопрос – ответ

Перевод на работу по другой должности вместо сокращения

Должность ведущего инженера с 1 августа 2012 г. подлежит сокращению. За 2 месяца наниматель предупредил работника о предстоящем сокращении и предложил ему имеющуюся свободную должность – аналогичную сокращаемой, но временную, т.е. на период отсутствия основного работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Работник согласился на перевод на временную должность по срочному трудовому договору, хотя он при этом теряет в заработной плате, так как не будут выплачиваться все контрактные надбавки.

Должен ли наниматель при переводе работника согласно ст. 72 ТК производить доплату до среднего заработка в течение 2 недель, так как в данном случае перевод инициирован им?

Следует руководствоваться ст. 32 ТК (изменение существенных условий труда), а не ст. 30 ТК (перевод).

При переводе работника с его согласия по инициативе нанимателя либо в соответствии с медицинским заключением на другую постоянную или временную нижеоплачиваемую работу за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение не менее 2 недель со дня перевода (часть первая ст. 72 ТК).

При этом следует обратить внимание, имеет ли место инициатива нанимателя в данном переводе. Так, если наниматель, соблюдая порядок расторжения трудового договора по собственной инициативе (ст. 43 ТК), предлагает работнику имеющиеся у него вакантные должности (профессии) и работник согласительной надписью выражает согласие на перевод на другую работу у того же нанимателя, то в данной ситуации будет иметь место перевод именно по инициативе нанимателя.

Вместе с тем может возникнуть следующая ситуация: наниматель в уведомлении о предстоящем сокращении предлагает работнику имеющиеся вакантные должности (профессии) и сотрудник пишет заявление о переводе на одну из предложенных вакансий. В данном случае инициатива в переводе будет исходить от работника, в результате чего установленная законодательством гарантия по сохранению за переведенным работником заработной платы в течение не менее 2 недель (часть первая ст. 72 ТК) на него распространяться не будет.

Поскольку переводом признается поручение нанимателем работнику работы по другой профессии, специальности, квалификации, должности (за исключением изменения наименования профессии, должности) по сравнению с обусловленными в трудовом договоре, а также поручение работы у другого нанимателя либо в другой местности (за исключением служебной командировки) (часть первая ст. 30 ТК), а в описанной ситуации наниматель предложил работнику аналогичную занимаемой должность (не отличающаяся по наименованию, обязанностям, характеру и условиям выполнения работ, например ведущий инженер другого отдела), то перевода как такового не будет, а будет иметь место изменение существенных условий труда работника (установление срочности трудовых отношений, изменение размеров оплаты труда).

При этом, поскольку процедура сокращения численности (штата) работников, проводимая нанимателем, не устанавливает для него обязанность обосновать необходимость сокращения производственными, организационными либо экономическими причинами, можно сделать вывод, что при изменении существенных условий труда нанимателем не был соблюден установленный законодательством порядок изменения существенных условий труда (ст. 32 ТК), что может явиться обоснованием восстановления работника в прежних существенных условиях труда в случае его обращения за защитой нарушенных трудовых прав в судебные органы.

Елена Гулик, ведущий государственный инспектор Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты РБ

Начисление пособия по уходу за ребенком в размере 50 %

Работница организации находится в социальном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Она, как одинокая мать, получает детское пособие с учетом ежемесячной надбаки в размере 40 % пособия. С 1 августа 2012 г. ребенок оформлен в детское дошкольное учреждение.

Какой размер пособий ей положен?

50 % пособия с учетом ежемесячной надбавки 40 %.

Порядок назначения и размеры пособий семьям, воспитывающим детей, определен Законом РБ от 30.10.1992 № 1898-XII "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" (далее –Закон) и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.03.2008 № 490 (далее – Положение № 490).

К пособию по уходу за ребенком до 3 лет согласно ст. 3 Закона предусмотрена надбавка на детей, рожденных женщинами вне брака, если сведения об отце ребенка в записи акта о рождении произведены по указанию матери. В зависимости от возраста ребенка к пособию установлены ежемесячные надбавки в размере 75 % до исполнения ребенку полутора лет и 40 % на ребенка в возрасте от полутора до 3 лет (ст. 24 Закона).

Важно! При наличии права на надбавку к государственному пособию по нескольким основаниям надбавка устанавливается по одному из оснований по выбору получателя.

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначают в размере 100 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума (ст. 13 Закона).

Лицам, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3 лет и работающим на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы) или на дому, пособие назначается в размере 100 %.

При подаче заявления о назначении пособия на ребенка в возрасте до 3 лет в обязанности родителей входит информировать об изменении обязательств в семье, влияющих на право получения пособий или их размеров, в т.ч. и об оформлении ребенка в дошкольное учреждение.

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в размере 50 % пособия, назначают (выплачивают):

– лицам, вышедшим на работу на условиях, предусматривающих их занятость на протяжении более половины месячной нормы рабочего времени;

– при оформлении ребенка в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования.

Справочно: при зачислении ребенка в учреждение дошкольного образования родитель (усыновитель, опекун) в 5-дневный срок со дня зачисления представляет по месту получения пособия по уходу справку о том, что ребенок является воспитанником учреждения образования.

Пособие в размере 50 % выплачивают со дня оформления ребенка в такое учреждение, и его выплату в размере 100 % возобновляют со дня выбытия ребенка из учреждения при подтверждении сведениями, представленными учреждением образования (п. 29 Положения № 490).

Таким образом, при оформлении ребенка в дошкольное учреждение работница организации имеет право на получение пособия в размере 50 % от установленной законодательством суммы с учетом ежемесячной надбавки в размере 40 % пособия на детей в возрасте от полутора до 3 лет.

Пример

Государственное пособие на ребенка с учетом надбавки в размере 40 % пособия на детей в возрасте от полутора до 3 лет, рожденных женщинами вне брака, если сведения об отце ребенка в записи акта о рождении произведены по указанию матери, составляет в августе 2012 г. 1 181 420 руб. (ст. 33 Закона).

Так как работница в августе 2012 г. оформила ребенка в дошкольное учреждение, то с августа 2012 г. ей положено пособие в размере 50 % от суммы 1 181 420 руб., а именно 590 710 руб. (1 181 420 / 100 % × 50 %).

Д-т 69 – К-т 70-2
– начислено пособие по уходу за ребенком в размере 50 % от установленного размера с учетом ежемесячной надбавки 40 %.

Удержания из заработной платы пенсионера

В организации на 0,5 ставки пенсионер работает сторожем.

Необходимо ли удерживать обязательный страховой взнос в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (далее – Фонд) в размере 1 % с заработной платы сторожа?

Необходимо.

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования (далее – выплаты), включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (далее – Закон)).

В ст. 1 Закона указано, что плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд являются:

– работодатели – юридические лица (включая юридические лица с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь), их представительства, филиалы, индивидуальные предприниматели и частные нотариусы, адвокаты, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовой договор), физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, а также юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм;

– работающие граждане – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.

Размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют для работающих граждан 1 % (ст. 3 Закона).

Таким образом, на выплаты, начисленные в пользу работающих пенсионеров, следует начислять и удерживать обязательные страховые взносы в Фонд в общеустановленном порядке.

Важно! От уплаты обязательных страховых взносов в Фонд на пенсионное страхование освобождаются работодатели только в части выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I и II групп (ст. 4 Закона).

Пример

Работающему пенсионеру начислена заработная плата за июль 2012 г. в размере 2 000 000 руб. Из заработной платы произведены следующие удержания:

– обязательные страховые взносы в Фонд в размере 1 %:

2 000 000 руб. × 1 % = 20 000 руб.;

– подоходный налог по ставке 12 %:

(2 000 000 руб. – 440 000 руб.) × 12 % = 187 200 руб.

Олеся Кривовяз, экономист

Распределение заработной платы в строительстве

Как правильно применять КТУ при распределении сдельного приработка и премии в строительстве?

При применении в отношении работников систем оплаты труда, при которых осуществляется распределение заработной платы (ее составляющих частей) между работниками, в первую очередь следует определить фонд заработной платы, который подлежит распределению. При этом можно воспользоваться Рекомендациями по применению коллективных систем оплаты труда работников коммерческих организаций, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 02.05.2012 № 56 (далее – Рекомендации), которые предназначены в качестве методического материала при установлении нанимателем коллективных систем оплаты труда. В соответствии с Рекомендациями при указанной системе оплаты труда для каждого работника определяется коэффициент трудового участия (КТУ) как показатель, представляющий собой количественную оценку его личного вклада в конечные результаты труда всего коллектива. КТУ следует устанавливать трудовым коллективом, а его величина определяется исходя из так называемого базового КТУ, равного 1,0. Фактическая величина КТУ может быть равна базовому, а также больше или меньше базового КТУ (например, 0,8 или 1,3).

Согласно методике, приведенной в Рекомендациях, коллективный фонд оплаты труда представляет собой две части (тарифную и сдельный приработок). При этом тарифную часть выплачивайте каждому работнику в зависимости от его тарифной ставки с учетом отработанного времени. Сдельный приработок подлежит распределению в зависимости от установленного каждому работнику КТУ и отработанного времени. Рассчитанный таким образом сдельный приработок для каждого работника суммируется с его тарифной ставкой, в результате чего образуется сдельная заработная плата.

Аналогично сдельному приработку распределяется по КТУ фонд заработной платы, который направляется на премирование работников. Соответствующая методика также приведена в Рекомендациях.

Справочно: для организаций, занятых в строительстве, коллективный фонд оплаты труда при выполнении строительных (строительно-монтажных) работ в большинстве случаев определяется исходя из заложенных в смете средств на оплату труда на соответствующие работы.

Распределение сдельного приработка

В составе бригады работает работник, который является инвалидом II группы и которому установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (35 ч в неделю).

Как производить распределение сдельного приработка в бригаде в таком случае?

Можно распределять пропорционально отработанному времени.

С учетом норм законодательства о труде условия оплаты труда работников, в т.ч. порядок распределения сдельного приработка, наниматель должен установить в локальном нормативном правовом акте. Следует учитывать, что для инвалидов I и II группы предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 ч в неделю. При этом оплату их труда надо производить в таком же размере, как оплату труда работников соответствующих профессий и должностей при полной норме продолжительности рабочего времени (не более 40 ч в неделю) (ст. 287 Трудового кодекса РБ).

Таким образом, с учетом вышесказанного целесообразно установить распределение сдельного приработка между членами бригады пропорционально фактически отработанному каждым работником рабочему времени. При этом необходимо учитывать, что сокращенная продолжительность рабочего времени работника – инвалида I или II группы является нормальной его продолжительностью.

Рекомендательный характер ЕТС

Работник принят на должность начальника отдела делопроизводства, и ему установлен 13-й разряд по ЕТС. При этом в соответствии с Рекомендациями по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67, начальники отделов тарифицируются с 16-го по 19-й разряды ЕТС.

Должен ли наниматель изменить тарификацию указанного работника?

Нет.

Формы, системы и размеры оплаты труда, в т.ч. и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, наниматель устанавливает на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63 Трудового кодекса РБ). С учетом указанной нормы законодательства о труде каждый наниматель самостоятельно принимает решение об установлении условий оплаты труда. Он может предусмотреть порядок тарификации должностей по Единой тарифной сетке работников РБ, в случае ее применения, в локальном нормативном правовом акте (например, в положении об оплате труда). При этом тарифные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты ЕТС, приведенные в приложении 1 к Рекомендациям по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденным постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67, носят рекомендательный характер при применении в коммерческих организациях.

Таким образом, изменять тарификацию указанного работника не следует.

Учет рабочего времени

Вправе ли наниматель установить предельную норму рабочего времени на календарный год и утвердить в каждом месяце норму рабочего времени с учетом переносов выходных дней на рабочие дни?

Вправе.

Режим рабочего времени в организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или графиком работ (сменности) (ст. 123 Трудового кодекса (далее – ТК)). Под режимом рабочего времени следует понимать порядок распределения нанимателем установленных ТК для работников норм ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток, недели, месяца и других календарных периодов.

Таким образом, режим рабочего времени, предусмотренный для работников, наниматель вправе самостоятельно изменять с учетом норм ПВТР (например, на основании приказа (распоряжения)).

Что касается расчетной (не предельной) нормы рабочего времени, то она устанавливается Минтруда и соцзащиты на каждый календарный год для режимов 5-дневной рабочей недели с выходными днями в субботу и воскресенье и 6-дневной рабочей недели с выходным днем в воскресенье. В частности, на 2012 г. при 5-дневной рабочей неделе ее продолжительность установлена не более 2 023 ч, а для 6-дневной рабочей недели – не более 2 024 ч.

Расчетную норму рабочего времени на календарный месяц рассчитывают в соответствии с Разъяснением о порядке определения расчетной нормы рабочего времени и часовой тарифной ставки в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Минтруда РБ от 18.10.1999 № 133.

При этом наниматель в установленном порядке может утверждать норму рабочего времени на каждый календарный месяц. В таких случаях при изменении нормы рабочего времени (например, в связи с переносами рабочих дней) устанавливается скорректированная норма рабочего времени на соответствующие месяцы.

Ирина Василькова, экономист

Налогообложение расходов на оплату свободных от работы дней

Матери (отцу), воспитывающей (воспитывающему) двоих и более детей в возрасте до 16 лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляют дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере и на условиях, предусмотренных в коллективном договоре.

Матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) троих и более детей в возрасте до 16 лет (ребенка-инвалида – в возрасте до 18 лет), по ее (его) письменному заявлению предоставляют дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определяемых Правительством. Право на предоставление дополнительных свободных дней может быть использовано матерью (отцом, опекуном, попечителем) либо разделено указанными лицами между собой по их усмотрению.

Это право предоставлено ст. 265 Трудового кодекса РБ (далее – ТК).

Включают ли в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, расходы на оплату свободных от работы дней в неделю (месяц), предоставляемых определенным категориям работников в соответствии с ст. 265 ТК?

Включают.

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).

Перечень затрат, неучитываемых при налогообложении, определен в ст. 131 НК. В частности, при налогообложении не учитывают выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, носящие характер социальных льгот, дополнительно предоставляемых по решению нанимателя и (или) трудового коллектива сверх льгот, предусмотренных законодательством.

Дополнительный свободный от работы день в неделю, установленный определенной категории работников, предусмотрен ст. 265 ТК. Таким образом, расходы по его оплате включают в состав затрат, учитываемых при налогообложении согласно ст. 130 НК.

Ответ подготовлен с учетом разъяснения МНС РБ, приведенного в письме от 28.02.2011 № 2-2-10/10423.

Владимир Васильев, экономист

Выплата денежной помощи выпускникам

Выпускница вуза, получившая высшее образование в дневной форме получения образования за счет собственных средств, направлена на работу в организацию, в которую прибыла в августе 2009 г. С сентября 2009 г. по июль 2012 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. По выходу из социального отпуска потребовала выплатить ей денежную помощь в размере месячной стипендии, которая не была выплачена ей в 2009 г.

Подлежит ли ее требование удовлетворению?

Подлежит.

Ранее законодательством предусматривалась выплата денежной помощи молодым специалистам, получившим среднее специальное или высшее образование, в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем семестре, а получившим профессионально-техническое образование, – из расчета тарифной ставки по присвоенной им квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада (п. 26 Положения о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.12.2007 № 1702 (далее – Положение № 1702)).

Выплату денежной помощи должен был осуществлять наниматель в месячный срок после заключения трудового договора (контракта) с молодым специалистом в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха.

В настоящее время нормы Положения № 1702 не действуют в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 22.06.2011 № 821 "О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих" (далее – постановление № 821), которое вступило в силу с 1 сентября 2011 г.

Кодексом РБ об образовании (подп. 3.4 п. 3 ст. 48) предусмотрено, что выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, предоставляются гарантии и компенсации, в частности денежная помощь, размер, источники финансирования и порядок выплаты которой определены постановлением № 821.

Выплата денежной помощи молодым специалистам, а также выпускникам, получившим высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, по их желанию и при наличии мест работы, оставшихся после распределения, направленным на работу, предусмотрена в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии) (п. 25 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением № 821). Новый документ также предусматривает особенности выплаты денежной помощи молодым специалистам, получившим среднее специальное или высшее образование по педагогическим специальностям, а также молодым специалистам, которые не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре.

Установлено, что выплату денежной помощи осуществляет наниматель в месячный срок со дня заключения трудового договора (контракта) с выпускником в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха.

Из приведенных норм законодательства следует, что гарантия, предусмотренная в отношении молодых специалистов и выпускников, получивших высшее образование в дневной форме получения образования за счет собственных средств и направленных на работу, в части выплаты денежной помощи сохранилась.

Поскольку выпускнице, получившей высшее образование в дневной форме получения образования за счет собственных средств и направленной на работу, не была выплачена денежная помощь в течение месяца после заключения трудового договора (контракта), то ее требования к нанимателю о выплате указанной помощи в настоящее время правомерны.

Анна Сергеева, юрист

prev Пред.
contents Содержание
next След.
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.