Оплата труда работников автомобильного транспорта имеет свои особенности. Немаловажным фактором при этом является установленный режим труда и отдыха водителей, который нормативно определен и рассматривается как существенное условие, влияющее на порядок расчета заработка.
Формы, системы и размеры оплаты труда, в т.ч. и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, наниматель устанавливает на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)). Каждая коммерческая организация разрабатывает самостоятельно локальный нормативно-правовой акт (ЛНПА), который в соответствии с нормами законодательства о труде регулирует порядок и условия оплаты труда, применение ее форм и систем для различных категорий работников организации, в т.ч. определяет порядок формирования сдельных расценок. Таким ЛНПА, как правило, выступает коллективный договор, составной частью которого является Положение об оплате труда. При отсутствии коллективного договора Положение об оплате труда может являться самостоятельным ЛНПА. Разрабатывая такое Положение в организациях автомобильного транспорта, следует учитывать нормы документов, определяющие режим труда и отдыха водителей, и другие специфичные для данной отрасли моменты.
Для работников автомобильного транспорта необходимо установить режим труда и отдыха
Законодательство о труде регулирует вопросы, связанные с режимом труда и отдыха работников. Режим рабочего времени – порядок распределения нанимателем установленных ТК для работников норм ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток, недели, месяца и других календарных периодов (ст. 123 ТК). Режим рабочего времени определяет время начала и окончания рабочего дня (смены), время обеденного и других перерывов, последовательность чередования работников по сменам, рабочие и выходные дни. Для работников одной и той же организации можно предусмотреть несколько различных режимов рабочего времени, необходимость в которых обусловлена характером производства, конкретными условиями деятельности ее структурных подразделений.
Важно! Если у нанимателя в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами появляется необходимость внести изменения в режим работы, что является изменением существенных условий труда, он обязан письменно предупредить работников об этом не позднее чем за месяц до введения нового режима.
Напомним, что полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю (ст. 112 ТК).
В организациях, в т.ч. в организациях автомобильного транспорта, где по условиям производства (работы) невозможно или экономически нецелесообразно ежедневно либо еженедельно применять нормы продолжительности рабочего времени, установленные ст. 112–114 ТК, может применяться суммированный учет рабочего времени (далее – суммированный учет).
Суммированный учет можно вводить как при сменном режиме работы, так и для работников, которым графиком работ установлена различная продолжительность рабочего дня и соответственно предоставляется различное количество дней отдыха в неделю.
Введение суммированного учета в организации автомобильного транспорта предполагает установление:
– продолжительности учетного периода (месяц, в отдельных случаях до 6 месяцев);
– нормы рабочих часов за учетный период;
– графика работ (сменности).
Решение о введении суммированного учета принимает наниматель по согласованию с профсоюзом (при его наличии). Одновременно с принятием такого решения устанавливают продолжительность учетного периода (месяц, квартал, полугодие, год).
Важно! Определение конкретного периода очень важно для обеспечения правильного учета рабочего времени и расчетов по заработной плате, в т.ч. оплаты за часы сверхурочных работ.
В течение учетного периода продолжительность рабочего времени, предусмотренная ст. 112–114 ТК, у работника может быть в одни дни (недели) больше, а в другие – меньше по сравнению с недельной нормой. При этом ежедневная продолжительность рабочего времени не может превышать 12 ч.
При составлении графика работ (сменности) должна быть соблюдена минимальная продолжительность (42 ч) еженедельного непрерывного отдыха (ст. 138 ТК), которая при суммированном учете рабочего времени исчисляется в среднем за учетный период, принятый в организации. Графики работ (сменности) должны быть составлены таким образом, чтобы рабочее время по графику в целом за учетный период соответствовало расчетной норме рабочего времени, определенной для этого же периода по нормам ст. 112–117 ТК и зависящей от установленного в организации режима работы.
Определяя режим работы водителей, следует учитывать нормы Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденного постановлением Минтранса РБ от 25.11.2010 № 82 (далее – Положение № 82), связанные с установлением режима труда и отдыха для водителей автомобиля, которые применяются только в отношении работников, принятых на работу по профессии "водитель автомобиля".
В частности, в дополнение к нормам ТК Положением № 82 определено следующее:
– при суммированном учете рабочего времени продолжительность рабочего дня (смены) водителя автомобиля может устанавливаться не более 10 ч, а в отдельных случаях (водителям автомобилей, работающим на городских и пригородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении, при осуществлении междугородной перевозки, когда водителю автомобиля необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха) – не более 12 ч с обязательным соблюдением установленной нормы рабочего времени учетного периода по распоряжению нанимателя и по согласованию с профсоюзом (при его наличии);
– не допускается устанавливать продолжительность рабочего дня (смены) для водителей автомобиля 12 ч более 2 календарных дней подряд;
– в случаях, когда при осуществлении междугородной перевозки предусматривается пребывание водителя автомобиля в автомобиле продолжительностью более 12 ч, в рейс направляются 2 водителя автомобиля (п. 16 Положения № 82).
Сверхурочная работа ограничена
В отношении водителей автомобиля наниматель также обязан соблюдать следующие нормы законодательства о труде в части установления режима рабочего времени.
Не допускается привлечение водителей автомобиля к сверхурочным работам сверх нормы, установленной законодательством.
Справочно: сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4 ч в течение 2 дней подряд и 120 ч в год (ст. 122 ТК). Наряду с этим Указом Президента РБ от 05.04.2012 № 156 "О некоторых вопросах регулирования трудовых отношений" внесены изменения в порядок организации учета рабочего времени работников. В соответствии с названным Указом предельная норма продолжительности сверхурочных работ в течение года увеличивается до 180 ч.
В режиме рабочего времени водителей автомобиля может быть установлено разделение рабочего дня на части. При этом возможно разделение рабочего дня на отдельные части с перерывом, превышающим 2 ч, либо с двумя и более перерывами, включая перерыв для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч. Общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.
Пример
В ООО "Автоуслуга" водителю автомобиля установлен режим рабочего времени с разделением рабочего дня на 2 части:
– время начала рабочего дня – 08:00;
– время окончания рабочего дня – 20:00;
– время перерыва – с 12:00 до 16:00.
Стажировка водителя автомобиля
Наряду с квалификационными требованиями, предусмотренными квалификационной характеристикой профессии "водитель автомобиля", при приеме на работу работников, имеющих квалификацию по данной профессии, необходимо прохождение ими стажировки с целью подготовки к самостоятельной работе путем совершенствования профессиональных знаний и навыков управления механическим транспортным средством при перевозке пассажиров или грузов, обеспечивающих безопасность дорожного движения и культуру обслуживания пассажиров.
Обеспечивая соответствующий допуск к работе водителя транспортного средства, следует учитывать, что стажировку водителей автомобиля наниматель проводит в соответствии с Инструкцией о порядке допуска к работе водителя автомобильного транспортного средства, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 02.12.2002 № 42 (далее – Инструкция). Ее действие распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют автомобильные перевозки пассажиров или грузов.
Проводить стажировку наниматель может самостоятельно или с привлечением на основании договоров автотранспортных организаций (учреждений образования), осуществляющих подготовку водителей и имеющих возможности для проведения стажировки. В п. 8 Инструкции определена продолжительность стажировки водителя. В случае если водитель автомобиля, прошедший стажировку в полном объеме, не имеет достаточных навыков управления механическим транспортным средством, наниматель может предложить ему пройти дополнительную стажировку или отказать в работе по профессии водителя автомобиля.
Важно! Если водитель автомобиля принят на работу с условием стажировки, нанимателю необходимо в ЛНПА определить условия оплаты труда данного водителя автомобиля, в т.ч. порядок выплаты ему в этот период стимулирующих и компенсирующих выплат.
Особенности оплаты труда водителей
Оплату труда работников организации автомобильного транспорта можно производить на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов), определяемых в коллективном договоре, соглашении или нанимателем (ст. 61 ТК). Указанную норму рекомендуется отразить в Положении об оплате труда.
Исходя из Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и порядке их повышения, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67 (далее – Рекомендации № 67), наниматель на основании ЛНПА, соглашения и (или) трудового договора (контракта) может устанавливать водителям автомобилей тарифные ставки (оклады):
– на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС);
– на основе тарифной сетки, определенной тарифным (местным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации (ТС);
– без применения ЕТС и ТС.
При применении любых систем оплаты труда требуется установить порядок определения тарифной части заработной платы работников (например, тарифных ставок рабочих и должностных окладов служащих).
Что касается водителей автомобиля, то, поскольку указанная профессия не тарифицируется по квалификационным разрядам, наниматель самостоятельно устанавливает порядок определения тарифных ставок водителей автомобиля. В этих целях можно использовать кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда, приведенные в Рекомендациях № 67, в зависимости от грузоподъемности автомобиля (для грузовых автомобилей) или от объема двигателя (для легковых автомобилей). Наниматель также вправе установить самостоятельно иную систему определения тарифных ставок водителей автомобиля (например, предусмотреть собственную тарифную сетку).
В отношении водителей автомобиля может применяться как повременная, так и сдельная форма оплаты труда. Например, при сдельной форме оплаты труда водителей грузовых автомобилей заработную плату им начисляют по сдельным расценкам за тонны и тонно-километры.
Сдельные расценки на дополнительные работы, выполняемые в процессе погрузки или разгрузки, определяют умножением минутной тарифной ставки водителя на норму времени простоя автомобиля при выполнении этих работ (взвешивании, пересчете грузовых мест и др.).
Нормы времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов, а также при выполнении дополнительных работ в процессе погрузки или разгрузки приведены в Нормах времени на перевозку грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса РБ от 02.08.2010 № 403-Ц (далее – Нормы). Так, при простое автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов 1-го класса (кроме контейнеров, а также наливных и пылевидных грузов в автоцистернах, не имеющих класса) нормы времени установлены на 1 т; для контейнеров – на 1 контейнер; для наливных и пылевидных грузов в автоцистернах, не имеющих класса, – на полный эксплуатационный объем автоцистерны.
Для грузов 2, 3 и 4-го классов нормы времени применяют со следующими поправочными коэффициентами:
– для грузов 2-го класса – 1,25;
– для грузов 3-го класса – 1,66;
– для грузов 4-го класса – 2,00.
Поправочные коэффициенты рассчитаны исходя из среднего коэффициента использования грузоподъемности автомобиля:
– для грузов 2-го класса – 0,8;
– для грузов 3-го класса – 0,6;
– для грузов 4-го класса – 0,5.
Классы грузов при перевозке на автомобилях со стандартными бортовыми и самосвальными кузовами определяют в соответствии с номенклатурой и классификацией грузов согласно приложению 1 к Нормам.
При перевозке грузов, не предусмотренных номенклатурой и классификацией грузов, на автомобилях со стандартными бортовыми и самосвальными кузовами и различных грузов на специализированных автомобилях поправочные коэффициенты определяют исходя из среднего фактического коэффициента использования грузоподъемности бортового или специализированного автомобиля при условии полной загрузки его кузова по допускаемому габариту (объему). При этом поправочный коэффициент рассчитывают путем деления единицы на коэффициент использования грузоподъемности автомобиля.
На работы, не предусмотренные Нормами, наниматель разрабатывает местные нормы методом технического нормирования.
Выплата надбавок и доплат конкретизируется в Положении об оплате труда
В Положении об оплате труда также указывают надбавки и доплаты, которые наниматель предусматривает для работников (устанавливает порядок их начисления и выплат, размеры). Следует подчеркнуть, что в данном Положении должно быть определено, исходя из какой части заработной платы начисляются надбавки и доплаты.
Водителям автомобилей наниматель вправе устанавливать ежемесячную надбавку за классность в размерах, предусмотренных ЛНПА, например имеющим 2-й класс – 10 %, 1-й класс – 25 % от установленной им месячной тарифной ставки с учетом всех повышений за отработанное в качестве водителя автомобиля время. Фактически отработанное в качестве водителя автомобиля время определяют по путевому листу.
Надбавку за классность не начисляют в тех случаях, когда за водителем автомобиля сохраняется средний заработок (оплата за дни отпуска, дни временной нетрудоспособности и в других случаях, предусмотренных законодательством), поскольку ее размер учитывается при исчислении среднего заработка, а также при временном переводе водителя слесарем по ремонту автомобиля для выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля.