contents Содержание
A
100%
A
add bookmarks
show bookmarks
12

Савельева О. Что такое рабочее время водителей?

Оксана Савельева, юрист

Профессия водителя автомобиля – одна из наиболее распространенных в отраслях экономики. Организация труда водителей имеет отдельные особенности, обусловленные спецификой перевозочного процесса. В силу ст. 133 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) наниматель должен учитывать рабочее время своих сотрудников для того, чтобы верно начислить и выплатить им заработную плату. О том, какое время считается рабочим и подлежит оплате, читайте в данной статье.

Учету подлежит фактическое рабочее время, в течение которого водитель находился на работе и выполнял свои обязанности.

Отметим, что в рабочее время водителя автомобиля включается не только время управления транспортным средством, но и другие периоды (п. 9 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта, утвержденного постановлением Минтранса Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82), также подлежащие оплате в порядке, определенном действующим законодательством (ст. 57 ТК).

В той части, в которой режим труда и отдыха водителей не регулируется вышеуказанным положением, действуют общие нормы законодательства о труде.

Периоды работы, включаемые в оплату

Рабочее время водителя автомобиля состоит из таких периодов, как:

1) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородних перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены продолжительностью 20 мин.

Подготовительно-заключительные работы могут включать в себя:

– осмотр автомобиля, прицепа, их основных узлов;

– проверку технического состояния автомобиля, прицепа;

– заправку автомобиля;

– оформление путевых документов, уточнение адресов пунктов погрузки и разгрузки, прогноза погоды и дорожной обстановки (гололед, ремонт участков дорог);

– постановку автомобиля на отведенное место по возвращении с работы и др.;

2) время проведения предрейсового медицинского осмотра продолжительностью 5 мин. Обязательность прохождения такого медицинского осмотра установлена ст. 23 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З "О дорожном движении". Порядок проведения предрейсовых медицинских обследований водителей установлен Инструкцией о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Минздрава Республики Беларусь от 03.12.2002 № 84;

3) время управления автомобилем;

4) время присутствия на рабочем месте водителя автомобиля, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс 2 водителей автомобиля. Продолжительность такого времени устанавливает наниматель (по согласованию с профсоюзом). Время присутствия на рабочем месте водителя автомобиля, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс 2 водителей автомобилей, засчитывается водителю автомобиля в рабочее время в размере не менее 50 % (подп. 29.12 п. 29 Тарифного соглашения между Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и белорусским профессиональным союзом работников транспорта и дорожного хозяйства на 2014–2015 годы (письмо Минтранса Республики Беларусь от 24.02.2014) (далее – Соглашение));

5) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей. Стоянка в пунктах погрузки-разгрузки автомобиля должна отмечаться в путевом листе автомобиля или в товарно-транспортных накладных (ТТН-1, CMR) с учетом требований Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970;

6) время простоев не по вине водителя автомобиля. Время простоев может фиксироваться в путевых листах водителя автомобиля или в иных документах, разработанных в организации;

7) время специальных перерывов, предусмотренных графиком работ (сменности) для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах маршрута. Основанием для предоставления дополнительных специальных перерывов является ст. 135 ТК. При этом продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются правилами внутреннего трудового распорядка либо графиками работ (сменности);

8) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

9) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на промежуточных и конечных пунктах маршрута при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем автомобиля. Продолжительность такого времени устанавливает наниматель по согласованию с профсоюзом. Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю автомобиля в рабочее время в размере не менее 30 % (подп. 29.12 п. 29 Соглашения).

При учете рабочего времени водителей троллейбусов и трамваев, подлежащего оплате, руководствуйтесь нормами постановления Минтранса Республики Беларусь от 10.10.2014 № 35 "Об утверждении положения о рабочем времени и времени отдыха водителей троллейбусов и трамваев".

prev Пред.
contents Содержание
next След.
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.