В чем заключается основное предназначение пособий?
Пособия относятся к выплатам по государственному социальному страхованию.
Основными принципами государственного социального страхования, закрепленными в ст. 2 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-ХII «Об основах государственного социального страхования» (далее – Закон), являются обязательное участие работодателей и работающих граждан в формировании государственных внебюджетных фондов социального страхования и гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством.
Обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на социальное страхование (далее – взносы) являются единственным источником финансирования пособий, поэтому гарантированность пособий застрахованным гражданам достигается с помощью действующих в системе государственного социального страхования принципов и условий по уплате взносов. В системе государственного социального страхования важно, чтобы страховой выплате предшествовала уплата взносов, поэтому право на выплаты по государственному социальному страхованию, в т.ч. на пособия, приобретается в зависимости от уплаты взносов на соответствующие страховые случаи (ст. 8 Закона).
Предназначением пособий является частичное возмещение утраченного заработка (среднедневной заработок для исчисления пособий определяется исходя из заработка за 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособия) в связи с наступлением страховых случаев временной нетрудоспособности, беременности и родов.
С учетом изложенного пособиями обеспечиваются работники, за которых на день наступления страхового случая уплачиваются взносы. Функция социального страхования заключается не в оказании материальной помощи в случае болезни, а в возмещении части утраченного заработка при страховом случае. Непозволительно производить выплаты за счет средств государственного социального страхования в случаях, когда не соблюдены условия для их назначения, так как это ведет к нарушению прав остальных участников системы государственного социального страхования.
В каком нормативном акте закреплено условие по уплате взносов для права на получение пособий?
Прежде чем назначать пособие работнику на основании представленного им листка нетрудоспособности, необходимо определить право на получение пособия.
В силу страховой природы пособий подп. 2.1 п. 2 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон о пособиях) (для пособия по беременности и родам), п. 1 ст. 19 Закона о пособиях (для пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком) и п. 2 Положения № 569 (для пособий) установлено, что право на пособия имеют лица, работающие или осуществляющие иной вид деятельности, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачиваются взносы на социальное страхование.
Следует отметить, что решения органов Фонда об отказе в назначении пособий в связи с невыполнением условия по уплате взносов (неуплатой взносов до наступления случаев временной нетрудоспособности и беременности и родам), обжалованные в суд, признаны законными решениями Экономического суда Могилевской области от 06.07.2017, хозяйственного суда Гомельской области от 21.11.2011, постановлениями Апелляционной инстанции хозяйственного суда Гомельской области от 20.12.2011 и Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23.02.2012.
Как следует определять соблюдение условия по уплате взносов для назначения пособий?
Условие по уплате взносов для назначения пособий (как страховых выплат) рассматривается на день наступления случаев временной нетрудоспособности, беременности и родов, т.е. работники имеют право на пособия, если на этот день за них уплачиваются взносы.
Если перерыв в уплате взносов между месяцем, за который последний раз уплачены взносы за работника, в т.ч. другим плательщиком взносов, до месяца, в котором наступили случаи временной нетрудоспособности, беременности и родов, составил не более 6 месяцев или взносы за работника уплачены в месяце наступления случаев временной нетрудоспособности, беременности и родов до дня их наступления, то работник имеет право на пособия.
Для назначения пособий по месту работы по совместительству учитываются взносы, уплаченные до наступления случаев временной нетрудоспособности, беременности и родов только по данному месту работы. Обусловлено это тем, что п. 31 Положения № 569 предусмотрено назначение пособий по каждому месту работы и соответственно размеры пособий, в т.ч. минимальный и максимальный, исчисляются отдельно без учета заработка по другому месту работы.
При определении права на пособия учитываются взносы, начисленные и уплаченные с выплат, которые согласно первичным учетным документам производились в пользу работника.
Для обеспечения работникам права на пособия плательщики из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно, которые уплачивают взносы не реже одного раза в квартал, могут уплатить взносы за них до истечения квартала, что не противоречит законодательству об уплате взносов.
Работники, за которых ни в 6 календарных месяцах, предшествующих месяцу, в котором наступили случаи временной нетрудоспособности, беременности и родов, ни в месяце их наступления до начала указанных случаев взносы не уплачивались, но они в течение указанных периодов или их части получали выплаты по государственному социальному страхованию (пособие по временной нетрудоспособности, находились в отпусках по беременности и родам или по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет), имеют право на пособия.