Практика применения налогового законодательства требует разъяснений. Возможность получить их была предоставлена на научно-практической конференции, недавно прошедшей с участием специалистов МНС и посвященной вопросам, связанным с изменениями налогового законодательства в 2012 г. Подробные комментарии, прозвучавшие на данной конференции по нововведениям в части исчисления и уплаты подоходного налога, были даны Шибут Инной Викентьевной – главным государственным налоговым инспектором управления налогообложения граждан, декларирования доходов и имущества главного управления налогообложения физических лиц МНС РБ.
Предлагаем вашему вниманию отдельные из этих комментариев.
Дальнейшее совершенствование и упрощение порядка исчисления подоходного налога в Республике Беларусь обусловили внесение изменений в гл. 16 "Подоходный налогс физических лиц" Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З (далее – НК).
Суть данных изменений состоит в следующем.
1. Введена льгота при приобретении путевок для детей в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь (подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК).
С 2012 г. суммы, направляемые белорусскими организациями и белорусскими индивидуальными предпринимателями на приобретение путевок для детей в санаторно-курортные и оздоровительные организации РБ, в пределах 1 750 000 руб. в год не подлежат налогообложению.
Важно! Если путевка приобретена организацией для ребенка, то независимо оттого, кому она выдана (кем получена) – ребенку или родителю, ее стоимость в пределах 1 750 000 руб. в течение календарного года подлежит льготированию. Также освобождению от налога подлежит стоимость путевки и в случае, когда организация либо индивидуальный предприниматель в последующем возмещают физическому лицу расходы на приобретение путевки.
Справочно: полный перечень санаторно-курортных и оздоровительных организаций утвержден постановлением Совета Министров РБ от 12.03.2012 № 219 "Об утверждении перечня организаций, их обособленных подразделений, осуществляющих санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, обороты по реализации на территории Республики Беларусь путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление которыми освобождаются от налога на добавленную стоимость".
2. При оказании белорусскими организациями и гражданами РБ безвозмездной (спонсорской) помощи на оплату лечения граждан предусмотрена льгота по исчислению подоходного налога (подп. 1.21 п. 1 ст. 163 НК).
В 2012 г. без ограничений по стоимости льготируются суммы, направляемые белорусскими организациями и гражданами РБ в виде безвозмездной (спонсорской) помощи на оплату лечения плательщиков, нуждающихся в получении медицинской помощи, в т.ч. проведения операций. Порядок выдачи соответствующих подтверждений устанавливает Минздрав РБ.
3. Изменены подходы к отдельным доходам, необлагаемым подоходным налогом.
С 2012 г. по отдельным доходам, необлагаемым подоходным налогом, размер которых ранее был установлен в базовых величинах, предусмотрены необлагаемые налогом пределы в абсолютных цифрах. Например, доходы плательщиков, получаемые от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, освобождаются от подоходного налога в размере, не превышающем 26 500 000 руб. в год, если они получены в результате дарения и по договорам бесплатной ренты недвижимого имущества (подп. 1.18 п. 1 ст. 163 НК).
4. Расширен круг обучающихся лиц, стипендии которых освобождаются от налога.
С 1 января 2012 г. стипендии, получаемые аспирантами (адъюнктами) и докторантами, так же, как и стипендии учащихся и студентов, освобождаются от налога (подп. 1.11 п. 1 ст. 163 НК).
Справочно: к обучающимся следует относить в т.ч. аспирантов (адъюнктов) и докторантов (ст. 30 Кодекса РБ от 13.01.2011 № 243-З "Об образовании").
5. Расширен перечень подтверждающих документов, представляемых физическими лицами при сдаче сельхозпродукции заготовительным организациям потребительской кооперации.
С 2012 г. при сдаче физическими лицами сельхозпродукции заготовительным организациям потребительской кооперации и (или) другим организациям, индивидуальным предпринимателям основанием для освобождения от налога наряду со справкой, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами, является и документ, подтверждающий факт закупки такой продукции. Этот документ должен содержать сведения о фамилии, собственном имени, отчестве физического лица, сдающего продукцию, виде документа, удостоверяющего его личность, его серии, номере, наименовании государственного органа, выдавшего такой документ, а также дату выдачи документа, единицу измерения, массу (количество) принятой продукции, цену продукции за единицу массы (количество), общую сумму к выплате, подпись физического лица, сдающего продукцию (подп. 1.15 п. 1 ст. 163 НК).
Справочно: до 2012 г. основанием для освобождения от налога аналогичных доходов наряду со справкой являлись ведомости на закупку сельхозпродукции и сырья у населения, составленные организациями или индивидуальными предпринимателями, закупающими такую продукцию.
6. Пересмотрен размер необлагаемых доходов.
С 2012 г. увеличен размер необлагаемых доходов, не являющихся вознаграждениями за выполнение трудовых обязанностей и иных обязанностей, включая материальную помощь, подарки, призы, оплату стоимости путевок, страховых услуг, получаемых:
– от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), – до 8 000 000 руб. в год (подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК);
– иных организаций и индивидуальных предпринимателей – до 530 000 руб. в год. Для аналогичных доходов, получаемых от профсоюзных организаций членами таких организаций, не облагается сумма до 1 600 000 руб. в год (подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК).
Безвозмездная (спонсорская) помощь в денежной и натуральной формах, получаемая от белорусских организаций и граждан Республики Беларусь инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, освобождается от подоходного налога в размере, не превышающем 53 000 000 руб. в год (подп. 1.21 п. 1 ст. 163 НК).
7. Пересмотрены размеры стандартных налоговых вычетов (ст. 164 НК).
С 2012 г. с целью снижения налоговой нагрузки на граждан увеличены размеры стандартных налоговых вычетов:
а) для плательщиков, получающих доходы, не превышающие в месяц 2 680 000 руб., вычет составляет 440 000 руб. в месяц;
б) на ребенка до 18 лет и каждого иждивенца вычет увеличен до 123 000 руб. в месяц. Для родителей, имеющих двух и более детей в возрасте до 18 лет, стандартный вычет увеличен до 246 000 руб. в месяц на каждого ребенка. Ранее такое право имели родители с тремя и более детьми;
в) вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю вычет увеличен до 246 000 руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и каждого иждивенца;
г) расширен круг плательщиков, имеющих право на стандартный вычет. В частности, данная норма распространяется на родителей-воспитателей в детских деревнях (городках).
Для категории плательщиков, имеющих право на вычет в размере 410 000 руб., его размер увеличен до 623 000 руб. в месяц (подп. 1.3 п. 1 ст. 164 НК).
Кроме того, в случае отсутствия места основной работы (службы, учебы) стандартный вычет предоставляется по выбору плательщика либо налоговым агентом, либо налоговым органом по доходам, подлежащим налогообложению, посредством представления налоговых деклараций;
д) право на социальный налоговый вычет по уплаченным страховым взносам имеют плательщики по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее 3 лет. Такой вычет предоставляется в пределах до 2 550 000 руб. в год (подп. 1.2 п. 1 ст. 165 НК).
Справочно: до 2012 г. срок договора страхования должен был составлять не менее 5 лет.
8. Внесены изменения в применение имущественных налоговых вычетов (ст. 166 НК).
Плательщики, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и занимающиеся на основании договора строительного подряда реконструкцией индивидуального жилого дома или квартиры, с 2012 г. имеют право на получение имущественного вычета по расходам, связанным с реконструкцией. Получить такой вычет можно при условии, что в результате реконструкции физические лица утрачивают основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, т.е. после окончания реконструкции.
С 2012 г. при осуществлении расходов наработы (в т.ч. расходов на приобретение материалов), связанных с внутренней отделкой индивидуального жилого дома или квартиры (оклейкой обоями, окраской, облицовкой), при наличии права на имущественный налоговый вычет, а также расходов на покрытие полов, установку дверных блоков в межкомнатных перегородках, сантехнических приборов и оборудования (кроме унитазов, приборов учета воды и газа), электрических плит к вычету принимаются суммы в размере стоимости таких работ, определенной договором, на основании которого осуществлено строительство жилого дома или квартиры, от выполнения которых физические лица отказались в установленном законодательством порядке.
9. Изменены подходы к перечислению подоходного налога при выдаче займов.
С 2012 г. налоговые агенты освобождены от обязанности перечисления за счет собственных средств подоходного налога при выдаче ими займов индивидуальным предпринимателям (частным нотариусам). Кроме того, возврат налога по мере погашения физическими лицами займов, кредитов налоговый орган осуществляет в течение 1 месяца после проведения им налоговой проверки по заявлению налогового агента. Такое правило применимо в случае, когда у налогового агента недостаточно денежных средств для возврата общей суммы налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и уплате в бюджет, отсутствуют выплаты доходов физическим лицам либо в иных случаях.
Д-т 73 – К-т 50, 51
– на сумму выданного займа работнику;
Д-т 76 – К-т 68
– исчислен подоходный налог с суммы займа за счет собственных средств организации;
Д-т 68 – К-т 51
– перечислен налог в бюджет;
Д-т 76 – К-т 68
– методом "красное сторно" корректируется сумма подоходного налога при погашении части займа работником;
Д-т 51 – К-т 76
– произведен возврат налога налоговым органом при недостаточности денежных средств для возврата с общей суммы начисленного налога;
Д-т 68 – К-т 76
– методом "красное сторно" корректируется задолженность бюджета по подоходному налогу, начисленному за отчетный месяц*.
__________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
Для плательщиков, получивших доходы в виде займов, кредитов, ссуд от иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, иностранных индивидуальных предпринимателей (частных нотариусов) и (или) физических лиц, не относящихся к постоянно проживающим в Беларуси, установлена новая обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации (расчета) в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, с уплатой подоходного налога в срок не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.
После полного или частичного погашения займов, кредитов, ссуд ранее уплаченные суммы подоходного налога будут зачитываться или возвращаться плательщику, уплатившему налог, в размере, пропорциональном погашенной задолженности. При этом зачет или возврат будут производить налоговые органы, предъявившие налог, на основании заявления и документов, подтверждающих полное (частичное) погашение (возврат) займов, кредитов, ссуд. Если такие доходы получены и возвращены в течение налогового периода или получены от близких родственников, а также от лиц, состоящих в отношениях свойства, то они не будут подлежать декларированию.
10. Отменена обязанность представления плательщиком заявления на возврат излишне удержанных сумм подоходного налога.
С 2012 г. отменяется обязанность по подаче плательщиками заявления на возврат излишне удержанных налоговым агентом сумм подоходного налога.
В случае если у налогового агента отсутствуют выплаты доходов физическим лицам либо налоговым агентом не осуществляется финансово-хозяйственная деятельность, то возврат таких сумм плательщику может производить налоговый орган.
В текущем году отменено согласование налоговыми агентами с налоговыми органами факта излишне удержанных, а также неудержанных или неполностью удержанных сумм подоходного налога с доходов плательщика, полученных в предшествующие налоговые периоды. Такой возврат или удержание налога налоговые агенты осуществляют самостоятельно.
Подготовлено на основании материалов конференции.