Для чего нужен персонифицированный учет
Государственное социальное страхование – это система пенсий, пособий и других выплат за счет средств государственных внебюджетных фондов социального страхования при возникновении страховых случаев (ст. 1 и 9 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования»).
Одним из инструментов для функционирования данной системы служит индивидуальный (персонифицированный) учет – организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице (Закон Республики Беларусь от 06.01.1999 № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования»).
Персонифицированный учет внедрен в Беларуси с 1 января 2003 г. Осуществляют его органы ФСЗН Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь (п. 8 Положения о фонде социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40).
Один из ключевых принципов организации персонифицированного учета – использование сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования. Информация, содержащаяся в индивидуальном лицевом счете, является конфиденциальной и доступ к ней регулирует законодательство Республики Беларусь.
Сведения и другая информация выдаются территориальными органами ФСЗН только в случаях и по основаниям, предусмотренным законодательством.
Как осуществляется информационный и документальный обмен при персонифицированном учете
Процесс передачи нанимателями сведений для ведения персонифицированного учета и прием данной информации органами ФСЗН регулируются Инструкцией о порядке передачи-приема форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления ФСЗН Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7.
Наниматели заполняют документы персонифицированного учета и в установленные сроки представляют их в органы ФСЗН. Первый исходящий от органов ФСЗН документ персонифицированного учета – свидетельство социального страхования, которое подтверждает, что для работника открыт индивидуальный лицевой счет.
Регистрация застрахованного лица происходит 1 раз – в начале трудовой деятельности. Затем при возникновении необходимости наниматель представляет документы персонифицированного учета для восстановления свидетельства социального страхования либо для изменения анкетных данных в документе.
Рассмотрим ситуации, в которых необходимо владеть сведениями о периодах занятости застрахованного лица для принятия соответствующего решения в отношении заинтересованного лица.
Ситуация 1. Застрахованное лицо достигает пенсионного возраста
Застрахованное лицо достигает общеустановленного пенсионного возраста либо намерено назначить пенсию по иной причине (наступление инвалидности, потеря кормильца, иные причины, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении»; далее – Закон о пенсионном обеспечении).
Заявление о назначении пенсии можно подать через нанимателя по последнему месту работы либо непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение (ст. 75 Закона о пенсионном обеспечении).
Периоды деятельности, засчитываемые в стаж работы и протекавшие после 1 января 2003 г., подтверждаются данными персонифицированного учета (ст. 51, 54 Закона о пенсионном обеспечении). Иных условий для подтверждения страхового стажа законодательством не предусмотрено.
Справочно: страховой стаж – суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, в которые уплачивались взносы на государственное социальное страхование.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, самостоятельно (т.е. без участия заинтересованного лица) запрашивает в органах ФСЗН информацию за период с 1 января 2003 г. Условия и требования такого информационного обмена регулируются специальным регламентом*.
Внимание! На момент подачи заявления о назначении пенсии через нанимателя либо непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, сведения за текущий период (т.е. год, в котором происходит обращение) должны быть представлены в органы ФСЗН (часть пятая п. 16 Правил № 837**).
____________________
* Регламент информационного взаимодействия комитетов по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома, структурных подразделений местных исполнительных и распорядительных органов в области труда, занятости и социальной защиты с территориальными органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденный приказом Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 29.09.2011 № 98.
** Правила индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837.
Например, обращение состоялось 17 июня 2017 г. Форма ПУ-3 «Индивидуальные сведения», тип «Назначение пенсии», за 2017 г. должна быть представлена в органы ФСЗН с указанием сведений о заработке с января по май 2017 г. (в случае увольнения – по дату увольнения).
Ситуация 2. Выдача информации из индивидуального лицевого счета при самостоятельном обращении работника в органы ФСЗН
Работник организации намерен самостоятельно изучить содержание своего индивидуального лицевого счета (независимо от причин).
В этом случае он самостоятельно обращается в территориальные органы ФСЗН и должен представить:
– документ, удостоверяющий личность;
– свидетельство социального страхования;
– заявление установленного образца ((см. условный образец):
Обработка и выдача информации из индивидуального лицевого счета производится в течение 10 рабочих дней на безвозмездной основе.
Ситуация 3. Получение информации для назначения пособия по временной нетрудоспособности
Работник организации предъявил листок нетрудоспособности.
Для определения размера пособия по временной нетрудоспособности бухгалтер должен проанализировать страховой стаж работника, предшествующий началу случая нетрудоспособности. Если застрахованное лицо работает на предприятии давно, бухгалтер может воспользоваться данными своего учета и рассчитать пособие.
Если работник проработал в этой организации менее 6 месяцев, бухгалтер (доверенное лицо от нанимателя) должен обратиться в территориальные органы ФСЗН для определения страхового стажа, влияющего на размер пособия (п. 8 Инструкции о порядке предоставления сведений о периодах уплаты обязательных страховых взносов, утвержденной постановлением правления ФСЗН Республики Беларусь от 10.12.2013 № 16).
Особенность данной процедуры в том, что бухгалтер (доверенное лицо) при наличии электронной цифровой подписи может получить необходимую для определения размера пособия информацию дистанционно – на корпоративном портале ФСЗН (www.portal.ssf.gov.by).