В предлагаемом материале на практических ситуациях рассмотрены проблемные вопросы, возникающие при применении имущественного налогового вычета, и пути их разрешения.
Транспортная организация на основании заявления своего работника (для него эта организация является местом основной работы) в апреле 2015 г. выделила заем на строительство жилья в размере 25 000 000 руб. В соответствии с договором погашение займа будет осуществляться ежемесячно путем удержания из его заработной платы равными частями в течение 5 лет. Договором также предусмотрена ежемесячная уплата процентов за пользование деньгами.
1. Следует ли организации перечислять с суммы выданного займа подоходный налог?
Следует, если работник не стоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При выдаче физическим лицам займов, кредитов налоговыми агентами подоходный налог исчисляется и уплачивается в бюджет за счет средств налоговых агентов не позднее дня, следующего за днем выдачи займа, кредита (часть третья п. 10 ст. 175 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК). При этом:
– вышеизложенное правило не распространяется при выдаче займов, кредитов индивидуальным предпринимателям (нотариусам, адвокатам);
– подоходный налог не исчисляется налоговыми агентами с сумм займов и кредитов, выданных белорусскими организациями и (или) белорусскими индивидуальными предпринимателями на строительство, в т.ч. путем приобретения жилищных облигаций, или приобретение одноквартирных жилых домов или квартир лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местных исполнительных и распорядительных органах, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае, если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами (абз. 2 части четвертой п. 10 ст. 175 НК).
Таким образом, налоговый агент вправе не исчислять подоходный налог с суммы выданного своему работнику займа только при условии, что он поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами. В иных случаях налог должен быть исчислен по ставке, установленной п. 1 ст. 173 НК в размере 13 %.
По мере погашения физическими лицами займов, кредитов ранее уплаченная сумма налога в размере, пропорциональном погашенной задолженности по соответствующему договору, подлежит возврату уплатившему налог налоговому агенту. Возврат осуществляет налоговый агент самостоятельно за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы налога на сумму, причитающуюся к возврату.
2. Имеет ли в данном случае работник право на вычет по подоходному налогу, в т.ч. на сумму уплаченных процентов?
Имеет, если работник был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательством.
При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 НК плательщик имеет право применить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных им и членами его семьи, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов:
– на строительство, в т.ч. путем приобретения жилищных облигаций, либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры, в т.ч. в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга;
– на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на строительство, приобретение жилищных облигаций либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).
Справочно: члены семьи плательщика – это супруг (супруга), их не состоящие в браке на момент осуществления расходов дети и иные лица, признанные в судебном порядке членами семьи плательщика.
Право на данный имущественный налоговый вычет имеют плательщики и члены их семей, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе, иных государственных органах и государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае, если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами.
Таким образом, данный работник будет иметь право на получение имущественного налогового вычета в размере процентов по займу, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) этого займа и (или) за несвоевременную уплату процентов по нему, при соблюдении 2 условий:
1) он должен состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в одном из вышеуказанных органов (организаций);
2) он должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами.
Строительной организацией в январе 2015 г. своему работнику (прорабу), состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, выделен заем на покупку квартиры в размере 50 000 000 руб. сроком на 10 лет. Для него это место работы является основным. В апреле 2015 г. данный сотрудник обратился с заявлением об оказании ему материальной помощи в размере 20 000 000 руб. в виде частичного погашения долга по займу.
Если по данному вопросу будет принято положительное решение, надо ли с этой суммы исчислять подоходный налог (выдача денежных средств работнику производиться не будет)?
От подоходного налога освобождаются доходы:
– не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок;
– получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей;
– в размере, не превышающем 13 190 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода (абз. 2 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК).
К освобождаемым доходам не относятся путевки, указанные в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК, и доходы, указанные в подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК.
Таким образом, сумма материальной помощи, превышающая указанный предел (6 810 000 руб. = 20 000 000 руб. – 13 190 000 руб.), является доходом работника, подлежащим обложению подоходным налогом.
Важно! Налоговому агенту необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в данном случае часть займа будет погашена работником за счет его собственных средств (оказанной ему материальной помощи). Поэтому он будет иметь право на имущественный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК, на всю сумму погашенного займа (20 000 000 руб.).
Ситуация 3. При приватизации квартиры может быть предоставлен имущественный вычет
В соответствии с заключенным коллективным договором работник организации, проработавший в ней 10 лет (основное место работы), в апреле 2015 г. приватизировал служебную квартиру, в которой проживает со своей семьей. Стоимость приватизации составила 100 000 000 руб., которую работник должен погасить организации в течение 15 лет. Данный работник состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе.
Вправе ли организация на сумму расходов работника по погашению стоимости приватизации квартиры предоставить из его доходов имущественный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК?
Вправе, если плательщик на момент приватизации квартиры состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 156 НК право на применение имущественного налогового вычета, установленного подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК, имеют плательщики и члены их семей (супруг (супруга), их не состоящие в браке на момент осуществления расходов дети и иные лица, признанные в судебном порядке членами семьи плательщика):
– состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
– в сумме фактически произведенных ими расходов на строительство, в т.ч. путем приобретения жилищных облигаций, либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры, в т.ч. в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на указанные цели.
Под приватизацией жилищного фонда понимается приобретение гражданами в собственность занимаемых жилых помещений государственного жилищного фонда, предоставленных им в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 134 Жилищного кодекса Республики Беларусь).
Учитывая вышеизложенное, имущественный налоговый вычет при приобретении квартиры путем приватизации может быть применен:
– в случае, когда приватизация осуществляется на возмездной основе (плательщик несет расходы на общих основаниях) на суммы понесенных им расходов;
– при условии, что на момент приватизации жилья плательщик состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, если плательщик состоял на момент приобретения квартиры на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами, то он имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере расходов, направленных на приобретение квартиры, в т.ч. путем ее приватизации.
При этом подтверждающими документами в данном случае будут являться:
– договор купли-продажи квартиры;
– документы, подтверждающие фактические расходы работника по погашению стоимости приватизации квартиры.