Являются ли дивиденды, выплачиваемые иностранным гражданам – учредителям белорусских организаций, объектом обложения подоходным налогом? Применяются ли в отношении таких доходов нормы международных соглашений и если да, то в каком порядке?
Должен ли учредитель ЧУП уплачивать подоходный налог при изъятии имущества из хозяйственного оборота?
Готовые решения на эти вопросы содержатся в предлагаемой статье.
Ситуация 1. Дивиденды, выплачиваемые учредителю – иностранному физическому лицу
Белорусская организация, учредителями которой являются в т.ч. граждане Кипра, планирует в июле 2016 г. выплатить начисленные по итогам 2015 г. дивиденды.
Необходимо ли организации при выплате учредителям-нерезидентам дивидендов удержать с них подоходный налог, если они постоянно проживают на территории Кипра?
Необходимо – при отсутствии подтверждения о резидентстве.
В изложенной ситуации граждане Кипра могут претендовать на применение пониженной ставки подоходного налога, предусмотренной Конвенцией между Правительством Республикой Беларусь и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 29.05.1998 (далее – Конвенция с Кипром).
Для этого им необходимо представить белорусской организации как налоговому агенту подтверждение того, что они являются резидентами Кипра. Такое подтверждение должно быть выдано (заверено) налоговым или иным компетентным органом этого государства.
Если подтверждение налоговому агенту представлено не будет, то он обязан удержать и перечислить в бюджет подоходный налог в установленном Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК) порядке – по ставке 13 %.
Белорусская организация обязана будет осуществить возврат (зачет) подоходного налога, если граждане Кипра в последующем представят ей:
1) подтверждение того, что они являются резидентами Кипра, выданное (заверенное) налоговым или иным компетентным органом этого государства;
2) заявления о возврате (зачете) удержанного с них подоходного налога (если он был удержан по более высокой налоговой ставке).
Вышеизложенное следует из норм:
– ст. 153 НК.
Объектом обложения подоходным налогом признают доходы, полученные плательщиками (как налоговыми резидентами Республики Беларусь, так и не признаваемыми таковыми) от источников в Республике Беларусь.
При этом физические лица, не признаваемые налоговыми резидентами Республики Беларусь, уплачивают подоходный налог только с доходов, полученных ими от источников в Республике Беларусь;
К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся дивиденды и проценты, полученные от белорусской организации, а также проценты, полученные от белорусского индивидуального предпринимателя и (или) иностранной организации в связи с ее деятельностью через постоянное представительство на территории Республики Беларусь. Такие доходы признаются доходами, полученными от источников в Республике Беларусь, независимо от места, откуда производились выплаты указанных доходов.
Это означает, что физические лица – граждане Кипра будут являться плательщиками подоходного налога в Республике Беларусь с выплачиваемых им дивидендов, так как источником их выплаты является белорусская организация;
– ст. 5 НК.
Из этой нормы следует, что если международным договором Республики Беларусь, содержащим положения о налогообложении, установлены иные правила, чем предусмотрены НК, то применяются правила международного договора.
То есть при рассмотрении вопроса о налогообложении доходов, полученных иностранными гражданами в Республике Беларусь, необходимо учитывать положения международных договоров;
– Конвенции с Кипром (вступила в силу 12 февраля 1999 г.).
Из нее следует, что дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом одного договаривающегося государства, резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогами в этом другом государстве (п. 1 ст. 10 Конвенции с Кипром).
Справочно: налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней. Физические лица, которые фактически находились за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году, не являются налоговыми резидентами Республики Беларусь (п. 1 ст. 17 НК).
Вместе с тем такие дивиденды могут также облагаться налогами в том договаривающемся государстве, резидентом которой является компания, которая выплачивает дивиденды, в соответствии с законодательством этого государства, но когда получатель дивидендов является подлинным владельцем дивидендов, удерживаемый налог не превышает:
а) 10 % валовой суммы дивидендов, если подлинный владелец непосредственно владеет не менее чем 25 % акционерного капитала компании;
б) 15 % валовой суммы дивидендов во всех других случаях (п. 2 ст. 10 Конвенции с Кипром).
При этом несмотря на положения п. 2 Конвенции с Кипром, такие дивиденды подлежат налогообложению по ставке, которая не превышает 5 % валовой суммы дивидендов, если подлинный владелец дивидендов вложил в акционерный капитал компании, которая выплачивает дивиденды, не менее 200 000 евро (п. 3 Конвенции с Кипром).
Таким образом, Конвенция с Кипром в отношении дивидендов не предоставляет исключительного права налогообложения одному из договаривающихся государств. Иными словами, оба государства имеют право налогообложения доходов.
С учетом изложенного белорусская организация при выплате гражданам Кипра дивидендов должна исчислить и удержать с них подоходный налог. При этом ей необходимо будет применить ставку подоходного налога с учетом пп. 2 и 3 Конвенции с Кипром.
Вместе с тем для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения плательщик представляет налоговому агенту или в налоговый орган по месту постановки на учет подтверждение того, что он является резидентом иностранного государства, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, выданное (заверенное) налоговым или иным компетентным органом иностранного государства. При этом указанное подтверждение может представляться налоговому агенту или в налоговый орган как до, так и после уплаты подоходного налога (п. 2 ст. 182 НК).
При представлении налоговому агенту подтверждения до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения предусмотрены иные положения, чем те, которые установлены гл. 16 НК, в отношении такого дохода налоговый агент подоходный налог не удерживает и не перечисляет в бюджет либо удерживает и перечисляет в бюджет по пониженным налоговым ставкам, установленным таким международным договором Республики Беларусь.
При непредставлении налоговому агенту подтверждения подоходный налог удерживается и перечисляется в бюджет в установленном порядке.
Ситуация 2. Учредитель ЧУП изъял из оборота автомобиль
Учредителем частного унитарного предприятия, являющимся физическим лицом, в июне 2016 г. принято решение об изъятии легкового автомобиля, находящегося на балансе унитарного предприятия, стоимостью 240 000 000 руб. Автомобиль был приобретен предприятием в процессе хозяйственной деятельности. При этом ранее в 2012 г. им в оперативное управление этому предприятию была передана сумма денежных средств в размере 100 000 000 руб.
Необходимо ли данному предприятию как налоговому агенту при передаче учредителю легкового автомобиля исчислить и перечислить в бюджет подоходный налог?
Необходимо – в части превышения стоимости автомобиля над суммой внесенных денежных средств.
При определении налоговой базы подоходного налога учитывают все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1 ст. 156 НК).
Однако к изложенной ситуации следует применить норму подп. 2.27 п. 2 ст. 153 НК.
Так, не признают объектом обложения подоходным налогом доходы, полученные физическим лицом:
– от унитарного предприятия или учреждения, собственником имущества которого выступает это физическое лицо;
– в размере изъятых по решению такого лица у унитарного предприятия или учреждения денежных средств и (или) в размере стоимости иного изъятого имущества (доли в праве собственности на имущество), не превышающих сумму денежных средств и (или) стоимость иного имущества (доли в праве собственности на имущество), ранее переданных этому унитарному предприятию или учреждению в хозяйственное ведение или оперативное управление (за исключением суммы взноса (вклада) в уставный фонд такого унитарного предприятия или учреждения).
При этом сумма изъятых денежных средств и (или) стоимость изъятого имущества (доли в праве собственности на имущество) и сумма денежных средств и (или) стоимость иного имущества (доли в праве собственности на имущество), ранее переданных унитарному предприятию или учреждению в хозяйственное ведение или оперативное управление (за исключением суммы взноса (вклада) в уставный фонд такого унитарного предприятия или учреждения), подлежат пересчету в доллары США по официальному курсу, установленному Нацбанком Республики Беларусь соответственно:
– на день изъятия денежных средств и (или) иного имущества (доли в праве собственности на имущество) из хозяйственного ведения или оперативного управления унитарного предприятия или учреждения;
– на день передачи денежных средств и (или) иного имущества (доли в праве собственности на имущество) этому унитарному предприятию или учреждению в хозяйственное ведение или оперативное управление (за исключением суммы взноса (вклада) в уставный фонд такого унитарного предприятия или учреждения).
Таким образом, чтобы решить, признается ли стоимость изъятого легкового автомобиля доходом физического лица, подлежащим обложению подоходным налогом, ее необходимо перевести в доллары США по курсу, установленному Нацбанком Республики Беларусь соответственно на день изъятия легкового автомобиля и на день передачи денежных средств в оперативное управление унитарному предприятию:
– размер денежных средств на день их передачи унитарному предприятию составит 11 765 долл. США (100 000 000 / 8 500), где 8 500 руб. - курс доллара США на этот день;
– стоимость легкового автомобиля на день его изъятия – 12 371 долл. США (240 000 000 / 19 400).
На основании изложенного в рассматриваемой ситуации стоимость изъятого легкового автомобиля в части, превышающей 11 765 долл. США (12 371 – 11 765 = 606), или 11 756 400 руб. (606 × 19 400), является доходом физического лица, подлежащим обложению подоходным налогом по ставке, установленной п. 1 ст. 173 НК, в размере 13 %.