contents Содержание
A
100%
A
add bookmarks
show bookmarks
21

Павлова А. Подоходный налог: какие новации ожидают нас в 2016 году? (Комментарий законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения")

Анна Павлова, экономист

В целях дальнейшего упрощения налоговой системы и совершенствования порядка исчисления и уплаты налогов подготовлен проект закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения" (далее – законопроект), вступление в силу которого планируется 1 января 2016 г.

Законопроектом предусмотрена корректировка Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), в т.ч. гл. 16 НК, регулирующей вопросы исчисления и уплаты подоходного налога.

Предполагаемые законопроектом изменения и дополнения направлены, в частности, на совершенствование действующего порядка налогообложения доходов физических лиц, и ряд изменений, им предусмотренных, носят принципиальный характер.

О наиболее значимых из них и пойдет речь в настоящем материале.

Доходы, непризнаваемые объектом обложения подоходным налогом

Законопроектом предусмотрено расширение перечня доходов, непризнаваемых объектом обложения подоходным налогом. К таким доходам предлагается относить доходы, получаемые плательщиками в размере платы, производимой за счет средств местных бюджетов, за пользование предоставленным на период прохождения альтернативной службы помещением и за жилищно-коммунальные услуги.

Вступление в силу указанной нормы предусмотрено 1 июля 2016 г.

Доходы, освобождаемые от подоходного налога

Законопроектом предусмотрено упразднение отдельных льгот, к которым относятся доходы плательщиков, полученные:

– в виде выигрышей, полученных от организаций, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса в порядке, установленном законодательством (абз. 4 подп. 1.23 п. 1 ст. 163 НК).

При этом в отношении указанных доходов, в т.ч. возвращенных несыгравших ставок, будет применяться ставка подоходного налога в размере 4 %, а исчисленные и удержанные суммы подоходного налога должны будут перечисляться в бюджет налоговыми агентами не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выплачены (в т.ч. зачислены электронные деньги в электронный кошелек) физическим лицам доходы в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок).

При исчислении подоходного налога с указанных доходов налоговые вычеты, предусмотренные ст. 164–166 НК, и освобождение от подоходного налога c физических лиц, предусмотренное частью первой подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК, применяться не будут;

– в виде процентов по облигациям (в т.ч. при их погашении) открытых акционерных обществ "Сберегательный банк "Беларусбанк", "Белагропромбанк", "БПС-Сбербанк", "Белорусский банк развития и реконструкции "Белинвестбанк", номинированным в белорусских рублях и иностранной валюте и размещенным этими акционерными обществами путем открытой продажи (абз. 8 подп. 1.23 п. 1 ст. 163 НК);

– от реализации и погашения облигаций банков, включая процентный доход, кроме доходов, полученных от реализации таких облигаций выше их текущей стоимости на день продажи (абз. 9 подп. 1.23 п. 1 ст. 163 НК);

– от реализации (погашения) облигаций, выпущенных с 1 апреля 2008 г. юридическими лицами Республики Беларусь, физическими лицами – участниками, собственниками имущества юридических лиц, которые являются участниками, собственниками имущества юридического лица, осуществившего эмиссию облигаций (подп. 1.24 п. 1 ст. 163 НК);

– в виде дивидендов, процентов, роялти, доходов от операций с ценными бумагами, доходы от реализации недвижимого имущества, полученных от источников за пределами Республики Беларусь в денежной форме (далее – доходы по сделкам с имуществом или имущественными правами) физическими лицами, непризнаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь в течение не менее 5 лет, непосредственно предшествовавших налоговому периоду, в котором такие лица признаны налоговыми резидентами Республики Беларусь (подп. 1.49 п. 1 ст. 163 НК).

Справочно: в настоящее время данная льгота предоставляется сроком на 5 календарных лет, включая налоговый период, в котором физические лица признаны налоговыми резидентами Республики Беларусь, в размере доходов, полученных ими по сделкам с имуществом или имущественными правами, приобретенными до признания этих лиц налоговыми резидентами Республики Беларусь, и перечисленных на счета, открытые в банках, находящихся на территории Республики Беларусь, при условии постоянного проживания этих лиц на территории Республики Беларусь и представления в налоговые органы по месту постоянного проживания документов, подтверждающих факт выплаты этим лицам доходов по указанным сделкам, а также документов о приобретении такого имущества или имущественных прав, содержащих сведения о дате их приобретения;

– в виде заработной платы и другого подобного вознаграждения за работу по найму, а также по договорам на оказание услуг (выполнение работ), полученных от источников за пределами Республики Беларусь в денежной форме (подп. 1.50 п. 1 ст. 163 НК).

Справочно: данная льгота предоставлялась на период с 1 января 2011 г. до 1 января 2016 г. в размере доходов от источников за рубежом, полученных по договорам с иностранными (международными) организациями и перечисленных на счета, открытые в банках, находящихся на территории Республики Беларусь, при условии представления в налоговый орган по месту постоянного проживания:

– договора, заключенного с иностранной (международной) организацией, о работе по найму и (или) на оказание услуг (выполнение работ);

– документа о доходах от источников за рубежом, подтвержденного налоговым органом этого иностранного государства;

– документа из банка Республики Беларусь, удостоверяющего зачисление доходов от источников за рубежом на счет физического лица.

В свою очередь, от обложения подоходным налогом предлагается освобождать доходы, полученные плательщиками в виде:

– ежемесячного денежного содержания, выплачиваемого гражданам, проходящим альтернативную службу;

– грантов Президента Республики Беларусь в науке, образовании, здравоохранении, культуре.

Также с 1 января 2016 г. планируется изменить размеры сумм, в пределах которых может быть предоставлена льгота по подоходному налогу. Так, согласно законопроекту доходы плательщиков:

– в виде стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь, приобретенные для детей в возрасте до 18 лет и оплаченные (возмещенные) за счет средств белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей, будут освобождаться от налогообложения в размере, не превышающем 6 280 000 руб., на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода.

Сейчас размер этой льготы составляет 5 540 000 руб. (подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК);

– получаемые от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в результате дарения, а также в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, будут освобождаться от налогообложения в размере, не превышающем 49 470 000 руб. в сумме от всех источников в течение налогового периода.

Сейчас размер этой льготы составляет 43 660 000 руб. (абз. 1 подп. 1.18 п. 1 ст. 163 НК);

– не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК), получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей, будут освобождаться от налогообложения в размере, не превышающем 14 940 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода (за исключением доходов, указанных в подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК), а от иных организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением доходов, полученных от профсоюзных организаций, – в размере, не превышающем 990 000 руб., от каждого источника в течение налогового периода.

Сейчас размер этой льготы составляет 13 190 000 руб. и 870 000 руб. соответственно (подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК);

– в виде оплаты страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, в т.ч. по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у этих индивидуальных предпринимателей, предлагается освобождать в размере, не превышающем 18 130 000 руб. от каждого источника в течение налогового периода.

Сейчас размер этой льготы составляет 16 000 000 руб. (подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК);

– в виде безвозмездной (спонсорской) помощи в денежной и натуральной форме, получаемой от белорусских организаций и граждан Республики Беларусь инвалидами, несовершеннолетними детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, будут освобождаться от налогообложения в размере, не превышающем 98 860 000 руб. в сумме от всех источников в течение налогового периода.

Сейчас размер этой льготы составляет 87 255 000 руб. (абз. 2 подп. 1.21 п. 1 ст. 163 НК);

– не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы (за исключением доходов, указанных в подп 1.191 п. 1 ст. 163 НК), получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК), будут освобождаться от налогообложения в размере, не превышающем 2 990 000 руб., от каждой профсоюзной организации в течение налогового периода.

Сейчас размер этой льготы составляет 2 635 000 руб. (подп. 1.26 п. 1 ст. 163 НК).

Также предлагается расширить сферу применения льготы, установленной подп. 1.40 п. 1 ст. 163 НК. Так, законопроектом предусмотрено, что доходы, полученные за работу в составе студенческих отрядов, сформированных в порядке, установленном законодательством, будут освобождаться от подоходного налога и в случае, если они осуществляют свою деятельность на территории государств – участников СНГ, а не только в Республике Беларусь (как это принято сейчас).

Стандартные налоговые вычеты

Законопроектом предусмотрено увеличение с 1 января 2016 г. размера стандартного налогового вычета, установленного подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК, до 830 000 руб. Напомним, что сейчас его размер составляет 730 000 руб. Кроме того, увеличивается предельный размер месячного дохода, при котором данный вычет может предоставляться. Он будет составлять 5 010 000 руб. (сейчас право на него имеют только те плательщики, чей доход в месяц не превышает 4 420 000 руб.).

В свою очередь, индивидуальные предприниматели (нотариусы, адвокаты), не имеющие в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы), при определении размера налоговой базы вправе будут применять стандартный налоговый вычет также размере 830 000 руб., но только при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму профессиональных налоговых вычетов, не превысит в соответствующем календарном квартале 15 020 000 руб. В настоящее время размер такого дохода не должен превышать 13 260 000 руб.

В соответствии с законопроектом плательщикам, воспитывающим ребенка до 18 лет либо содержащим иждивенца, стандартный налоговый вычет будет предоставляться в размере 240 000 руб. в месяц на ребенка и (или) иждивенца (в 2015 г. размер такого вычета составляет 210 000 руб.).

Если физическое лицо является вдовой (вдовцом), одиноким родителем, приемным родителем, опекуном или попечителем, а также имеет двоих и более детей в возрасте до 18 лет или такого же возраста детей-инвалидов, то начиная с 2016 г. стандартный налоговый вычет будет применяться в размере 460 000 руб. на каждого такого ребенка и (или) иждивенца в месяц (сейчас размер такого вычета составляет 410 000 руб.).

Кроме того, до 1 170 000 руб. планируется увеличение размера стандартного налогового вычета для плательщиков, перечисленных в подп. 1.3 п. 1 ст. 164 НК (в 2015 г. его размер составляет 1 030 000 руб.).

Социальный налоговый вычет

Начиная с 1 января 2016 г. при определении размера налоговой базы плательщики, понесшие расходы по уплате страховым организациям Республики Беларусь страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее 3 лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов, вправе будут применить социальный налоговый вычет, установленный подп. 1.2 п. 1 ст. 165 НК, в сумме, не превышающей 18 130 000 руб. (в настоящее время такой налоговый вычет ограничен 16 000 000 руб.).

Имущественный налоговый вычет

В настоящее время имущественный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК, в размере расходов, понесенных плательщиками, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на внутреннюю отделку, может быть предоставлен, только если договором, на основании которого осуществлено строительство жилого дома или квартиры, были предусмотрены работы по внутренней отделки и от выполнения которых плательщики отказались в установленном законодательством порядке.

Законопроект предлагает данное условие исключить.

Ставки подоходного налога

Законопроект предусматривает увеличение на 3 процентных пункта (с 13 % до 16 %) ставки подоходного налога в отношении доходов, исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами.

Кроме того, предлагается увеличить предельный размер дохода, полученного плательщиками от сдачи физическим лицам в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Республики Беларусь (за исключением таких доходов, полученных ими от осуществления предпринимательской деятельности или от индивидуальных предпринимателей в результате заключения с ними договоров аренды (субаренды), найма (поднайма) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Республики Беларусь), при получении которого ставки подоходного налога устанавливаются в фиксированных суммах, с 43 660 000 руб. до 49 470 000 руб.

При этом в случаях получения плательщиком в налоговом периоде доходов от сдачи жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест без уплаты подоходного налога и без заключения и (или) регистрации договоров аренды (субаренды), найма (поднайма) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест такие доходы будут подлежать обложению подоходным налогом по ставке с применением коэффициента 5.

В свою очередь, при получении в налоговом периоде указанных доходов в размере, превышающем 49 470 000 руб. (теперь 43 660 000 руб.), такие доходы будут подлежать обложению подоходным налогом в порядке, установленном ст. 178 НК.

Налоговые агенты и их обязанности

С 1 января 2016 г. в НК предлагается предусмотреть обязанность налоговых агентов – белорусских организаций, осуществляющих деятельность и состоящих на налоговом учете на территории иностранного государства в качестве постоянного представительства, перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога с доходов плательщиков – налоговых резидентов Республики Беларусь.

Законопроектом предусмотрено, что подоходный налог с указанных доходов должен быть перечислен не позднее 3 рабочих дней со дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату доходов в виде оплаты труда в расчете за месяц и (или) дня перечисления таких доходов со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

При этом уплаченная в соответствии с законодательством иностранного государства и (или) международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения сумма налога с указанных доходов подлежит зачету белорусской организацией в счет уплаты подоходного налога в Республике Беларусь.

Законопроект предлагает расширить перечень сведений, представляемых налоговыми агентами в налоговый орган.

Так, начиная с 2016 г. налоговые агенты обязаны будут представлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь физическим лицам за приобретаемую у них продукцию растениеводства, указанную в частях первой и второй подп. 1.15 п. 1 ст. 163 НК, если размер выплаченного таким физическим лицам дохода превысил 20 000 000 руб. в день.

Такие сведения представляются ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом, в электронном виде в порядке и по форме, утвержденным МНС Республики Беларусь.

prev Пред.
contents Содержание
next След.
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.