Организации при определении налоговой базы по подоходному налогу нередко допускают ошибки. Как показывает практика налоговых проверок, чаще всего это происходит при применении стандартных налоговых вычетов.
Можно ли избежать ошибок? Можно. Для этого достаточно воспользоваться предлагаемой статьей.
Справочно: порядок предоставления стандартных вычетов и их размеры определены ст. 164 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
Что проверяют
Специалисты налоговых органов проверяют, правильно ли бухгалтером организации:
1) определен предельный размер дохода (4 420 000 руб.), при котором можно предоставить стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК;
2) выполнены условия, необходимые для применения вычетов: например, есть ли документы, подтверждающие право на вычет (при необходимости), не истек ли их срок действия, соблюден ли статус нанимателя для получателя вычета и др.;
3) применены размеры вычетов, установленные НК;
4) соблюдена последовательность применения вычетов: сначала стандартные, затем социальные, потом имущественные и в последнюю очередь профессиональные (п. 3 ст. 156 НК) и т.д.
Учитывая вышеизложенное, рассмотрим последовательность действий бухгалтера при предоставлении стандартных вычетов.
При отсутствии у работника места основной работы проверьте трудовую книжку
Итак, прежде чем предоставить работнику (далее – плательщик) вычет, бухгалтер должен определить правовой статус нанимателя для этого плательщика, т.е. является ли организация для него местом основной работы или нет.
Для чего это необходимо?
Как правило, стандартные налоговые вычеты предоставляются по месту основной работы (службы, учебы).
Однако это правило имеет исключение: наниматель вправе предоставить вычет и при отсутствии места основной работы (службы, учебы). В этом случае вычет может быть предоставлен только при выполнении следующих условий:
1) плательщик должен оформить письменное заявление и подтвердить отсутствие работы трудовой книжкой;
2) если же трудовой книжки нет, то он должен оформить письменное заявление с указанием причины отсутствия трудовой книжки.
Справочно: для целей исчисления подоходного налога признаются:
– местом основной работы – наниматель, которому в соответствии с законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора и у которого ведется трудовая книжка работника, а также организации, которыми в соответствии с законодательством осуществляются обязательное привлечение к труду или трудовая терапия (реабилитация) физических лиц, территориальные коллегии адвокатов (для адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в юридической консультации) и адвокатские бюро (для адвокатов, являющихся его учредителями (участниками)), территориальные нотариальные палаты (для нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальных конторах);
– местом основной службы – организация, в которой плательщик в соответствии с законодательством проходит военную службу, службу в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
– местом основной учебы – учреждение образования, организация, реализующая образовательные программы послевузовского образования, в которых плательщик получает в дневной форме получения образования основное образование.
Ситуация 1. Предоставление вычета при наличии двух мест работы по договорам подряда
Физическое лицо одновременно работает у двух разных нанимателей по договору подряда. Место основной работы у него отсутствует.
Физическое лицо имеет право на получение стандартных налоговых вычетов в течение календарного года только от одного из налоговых агентов по своему выбору.
Для этого ему необходимо оформить у нанимателя соответствующее письменное заявление, представить его в бухгалтерскую службу организации и для подтверждения отсутствия места основной работы предъявить трудовую книжку (при ее отсутствии – указать в заявлении причину ее отсутствия).
Ситуация 2. Предоставление вычета аспирантам, работающим по договорам подряда
Организация заключила с физическими лицами, которые учатся в аспирантуре на дневной форме обучения, договоры подряда.
С учетом того, что у данных физических лиц есть место основной учебы, организация не вправе предоставлять таким работникам стандартные налоговые вычеты при исчислении подоходного налога.
Это следует из ст. 12 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Так, основное образование в Республике Беларусь включает в себя следующие уровни: дошкольное образование; общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; послевузовское образование.
При этом послевузовское образование включает в себя 2 ступени – аспирантуру (адъюнктуру) и докторантуру (п. 2 ст. 218 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
Так как аспирантура относится к основному образованию, учреждение, в котором оно осуществляется и в котором находятся трудовые книжки аспирантов, признается для них местом основной учебы.
Ситуация 3. Предоставление вычета студентам, работающим по договорам подряда
В организацию по договору подряда принят студент, получающий высшее образование в дневной форме. У данного студента не было и в настоящее время отсутствует место основной работы. В связи с этим им в бухгалтерию представлено соответствующие письменное заявление с указанием причины отсутствия трудовой книжки.
С учетом того, что НК не устанавливает ограничений по предоставлению стандартных налоговых вычетов учащимся или студентам при наличии у них одновременно места основной учебы и работы, указанные плательщики имеют право в предусмотренном законодательством порядке применить стандартные налоговые вычеты в отношении дохода, полученного не по месту обучения.
Проверьте, правильно ли вы определили категорию плательщика, имеющего право на стандартный налоговый вычет, и размер причитающегося ему вычета
Как правило, проверяющие обращают внимание на правильность определения:
– предельного дохода, при котором может быть предоставлен стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК.
Следует учитывать, что в этот предельный размер дохода не включают доходы, непризнаваемые объектом обложения подоходным налогом в соответствии с п. 2 ст. 153 НК, а также доходы, не подлежащие обложению подоходным налогом на основании ст. 163 НК;
– предельного размера вычета, представляемого плательщикам, относящимся к 2 и более категориям.
С учетом того, что в НК определены разные категории лиц, имеющих право на вычет, причем не один, бухгалтеру надо учитывать ограничения в размерах их предоставления, предусмотренные налоговым законодательством (см. таблицу).
Ситуация 4. Определение суммы дохода, при котором может быть предоставлен стандартный налоговый вычет
В октябре 2015 г. за сотрудника организации (место основной работы) на расчетный счет организации здравоохранения перечислено 20 000 000 руб. на его лечение (необходимость этого лечения подтверждена соответствующей справкой Минздрава). Заработная плата данного сотрудника за этот месяц составила 4 100 000 руб.
При исчислении подоходного налога за октябрь 2015 г. налоговый агент вправе предоставить данному сотруднику стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК, в размере 730 000 руб.
Его подлежащий налогообложению доход за этот месяц не превысил 4 420 000 руб., поскольку безвозмездная (спонсорская) помощь в денежной и натуральной форме, получаемая от белорусских организаций и граждан Республики Беларусь плательщиками, нуждающимися в получении медицинской помощи, в т.ч. проведении операций, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Минздравом Республики Беларусь, освобождается от подоходного налога (абз. 3 подп. 1.21 п. 1 ст. 163 НК).
Ситуация 5. Вычет, предоставляемый усыновителю
В организацию в декабре 2014 г. принят новый сотрудник. В бухгалтерию им были представлены документы, подтверждающие, что он воспитывает несовершеннолетнего ребенка, который им был усыновлен. Данный сотрудник в браке не состоит.
В рассматриваемом случае налоговым агентом подоходный налог исчисляется следующим образом:
– за декабрь 2014 г. – исходя из размера стандартного налогового вычета 180 000 руб. на ребенка;
– с января 2015 г. – исходя из двойного размера стандартного налогового вычета (410 000 руб.) на этого ребенка.
Это связано с тем, что с января 2015 г. расширен круг лиц, относимых к категории одиноких родителей, – в него включены не состоящие в браке усыновители (удочерители).
Ситуация 6. Предоставление вычета плательщику, имеющему несколько оснований на это
Один из родителей несовершеннолетнего ребенка, являющегося инвалидом, умер.
В рассматриваемой ситуации плательщик (второй родитель ребенка) имеет право на вычет на этого ребенка в размере 410 000 руб. по двум основаниям:
– как одинокий родитель;
– как родитель, имеющий ребенка-инвалида.
Вместе с тем стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК, может быть предоставлен на этого ребенка только в размере 410 000 руб.
Проверьте наличие документов, подтверждающих право на применение вычетов
Основным условием правильного применения организацией стандартных налоговых вычетов является их правильное документальное подтверждение. Перечень необходимых для этого документов перечислен в пп. 4 и 5 ст. 164 НК.
Поэтому бухгалтер должен проверить представленные документы:
1) на их соответствие условиям, установленным НК.
Важно! С 1 января 2013 г. по 31 декабря 2014 г. на территории Республики Беларусь производилась перерегистрация свидетельств и удостоверений о праве на льготы единого образца, установленного Правительством СССР, на основании которых гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь, государственные социальные льготы, права и гарантии предоставляются как ветеранам боевых действий на территории других государств и инвалидам боевых действий на территории других государств.
Данная обязанность и период ее выполнения были определены Указом Президента Республики Беларусь от 01.10.2012 г. № 448 "О некоторых вопросах перерегистрации документов, подтверждающих право граждан на льготы".
Лицам, перерегистрировавшим вышеуказанные документы, выдавались удостоверения ветерана боевых действий на территории других государств и инвалида боевых действий на территории других государств национального образца по форме, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2012 № 1088.
Эти удостоверения включены в перечень документов, являющихся основанием для предоставления стандартного налогового вычета в соответствии с подп. 1.3 п. 1 ст. 164 НК (абз. 4 п. 5 ст. 164 НК).
Ситуация 7. Документ, представленный для получения вычета, не соответствует национальному образцу
В организацию в октябре 2015 г. принят новый работник. Для него эта организация является местом основной работы. В целях получения стандартного налогового вычета, установленного подп. 1.3 п. 1 ст. 164 НК, данный работник в бухгалтерскую службу представил свидетельство о праве на льготы, выданное военным комиссариатом, в котором указано, что его предъявитель имеет право на льготы, установленные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983.
Данное свидетельство бессрочное и действительно на всей территории СССР. Согласно указанному постановлению ЦК КПСС военнослужащие, признанные в установленном порядке инвалидами вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных на территории Демократической Республики Афганистан, освобождаются от уплаты подоходного налога с заработной платы.
Данный работник не имеет права на получение стандартного налогового вычета, установленного подп. 1.3 п. 1 ст. 164 НК, поскольку представленный документ не является документом национального образца;
2) на их оригинальность (при необходимости представления оригинала).
Допускается представление работником нанимателю только копий следующих документов:
– свидетельства о рождении ребенка (детей) – для родителей несовершеннолетних;
– справки о том, что лицо старше 18 лет является (являлось) обучающимся и получает (получало) в дневной форме получения образования общее среднее, специальное, первое профессионально-техническое, первое среднее специальное или первое высшее образование – для родителей этих лиц;
– удостоверения ребенка-инвалида – для родителей ребенка;
– выписки из решения органов опеки и попечительства – для опекунов и попечителей;
– выписки из решения органов опеки и попечительства либо договора об условиях воспитания и содержания детей, а также удостоверения на право представления интересов воспитанников – для родителей-воспитателей в детских домах семейного типа;
– договора о передаче ребенка на воспитание в семью или соответствующего удостоверения – для приемных родителей;
– свидетельства о смерти супруга (супруги), второго родителя ребенка – для вдов (вдовцов), одиноких родителей;
– выписки из трудовой книжки – для родителей-воспитателей в детских деревнях (городках);
– решения суда о лишении родительских прав, об отмене усыновления (удочерения) – для одиноких родителей, если второй родитель лишен родительских прав либо перестал быть родителем вследствие отмены факта усыновления (удочерения).
Ситуация 8. Предоставление вычета при отсутствии оригинала документа
Сотрудница организации в целях применения стандартного налогового вычета в размере 410 000 руб. в организацию (место основной работы) представила копию свидетельства о рождении ребенка, а также копию справки, выданной органом, регистрирующим акты гражданского состояния, содержащую сведения из записи акта о рождении этого ребенка о том, что сведения о его отце записаны по указанию матери.
С учетом того, что для указанного случая должен быть представлен только оригинал указанной справки, организация вправе в этом случае предоставить сотруднице стандартный налоговый вычет только в размере 210 000 руб.;
3) на срок их действия.
Так, например, срок действия справки, подтверждающей, что гражданин является обучающимся, составляет 6 месяцев. Это определено п. 6.3 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200.