Материальная помощь в связи с чрезвычайной ситуацией
Пример 1
Факт нанесения ущерба имуществу в связи с чрезвычайной ситуацией надо подтвердить документом
У работника организации (место основной работы) в связи с неблагоприятными погодными условиями снесло ветром крышу с принадлежащего ему жилого дома и разбило окна градом.
Он обратился в организацию с просьбой оказать материальную помощь.
Организация удовлетворила просьбу работника и выплатила ему помощь – 5 300 руб.
Организация вправе не облагать данную сумму материальной помощи подоходным налогом, если работник представит документ, подтверждающий факт происшествия, а также его причину (например, справку (заключение) территориального подразделения МЧС).
Обоснуем наш ответ.
От подоходного налога освобождаются суммы материальной помощи, оказываемой в связи с чрезвычайной ситуацией (абз. 2 подп. 1.8 п. 1 ст. 163 НК).
Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате промышленной аварии, иной опасной ситуации техногенного характера, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могут повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.05.1998 № 141-З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Подтверждением указанных выше обстоятельств служат соответствующие документы: справка (заключение) территориального подразделения МЧС, справка из территориальных подразделений метеорологической службы с описанием природных событий на дату наступления события и явившихся следствием повреждений и (или) уничтожения имущества и т.д.
Важно! Законодательством не установлен предел для оказания материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией. То есть при наличии подтверждающих документов вся сумма помощи льготируется.
Если работник не представит в бухгалтерскую службу организации справку, подтверждающую, что снос крыши дома и повреждение окон являются следствием неблагоприятных погодных условий, то сумма оказываемой материальной помощи является его доходом и должна облагаться подоходным налогом.
В этом случае организация может применить льготу, установленную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК, и уменьшить налогооблагаемую базу на 1 678 руб.
Справочно: в действующей классификации существуют 4 уровня опасности погодных условий:
1) зеленый – условия безопасны;
2) желтый – условия потенциально опасны (порывы ветра, осадки и т.п.);
3) оранжевый – условия представляют реальную опасность (метели, снегопады, грозы, град и т.п.);
4) красный – условия являются крайне опасными (чрезвычайная пожарная опасность, сильный ураган, крупный град и т.п.).
Материальная помощь в связи со смертью родственника
Пример 2
НК не регламентирует количество оказания работникам материальной помощи по факту смерти их близкого человека
Работнику организации (для него она является местом основной работы) в сентябре 2017 г. в связи со смертью супруги оказана материальная помощь в размере 500 руб.
В октябре 2017 г. данному работнику в связи с этим же случаем на основании еще одного его заявления повторно оказана материальная помощь в размере 200 руб.
Материальная помощь, дважды оказываемая работнику по месту его основной работы по одному и тому же основанию – в связи со смертью его близкого родственника, не облагается подоходным налогом (абз. 3 подп. 1.8 п. 1 ст. 163 НК).
Ею, в частности, определено, что от подоходного налога освобождаются суммы материальной помощи, оказываемой организациями по месту основной работы работникам в связи со смертью лиц, состоящих с работником в отношениях близкого родства.
Вышеназванная льгота может быть применена в отношении материальной помощи, оказываемой по одному и тому же случаю не один раз.
Справочно: к лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся родители (усыновители), дети (в т.ч. усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруги (подп. 2.1 п. 2 ст. 153 НК).
Материальная помощь, выплата которой установлена законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь
Пример 3
Матпомощь работнику, вернувшемуся после армии на прежнее место работы
Организация в октябре 2017 г. в соответствии с коллективным договором выплатила работнику, вернувшемуся на прежнее место работы после прохождения срочной военной службы, материальную помощь в размере 300 руб.
Материальная помощь работнику, вернувшемуся из армии, предусмотрена законодательством. Ее минимальный размер составляет 1 минимальную заработную плату. Следовательно, организация вправе прольготировать всю сумму оказанной помощи.
Обоснуем наш вывод с учетом норм, определенных:
– подп. 1.9 п. 1 ст. 163 НК, – от подоходного налога освобождаются суммы материальной помощи, оказываемой в соответствии с законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;
– п. 2 части первой ст. 342 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК);
– абз. 3 части седьмой ст. 19 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 100-З «О статусе военнослужащих».
Гражданам, уволенным после прохождения срочной военной службы, альтернативной службы и принятым на прежнее место работы, выплачивается материальная помощь в размере не менее 1 минимальной заработной платы.
Справочно: с 1 января 2017 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2016 № 1080 месячная минимальная заработная плата установлена в размере 265 руб.
Как видим, законодатель установил:
– выплату материальной помощи работнику, вернувшемуся на прежнее место работы после прохождения срочной военной службы;
– ее минимальный размер.
Это значит, что наниматель вправе выплачивать материальную помощь в любом размере, но не ниже 1 минимальной заработной платы.
Пример 4
Денежная помощь молодому специалисту
На предприятие в августе 2017 г. в качестве механика по распределению принят на работу молодой специалист, окончивший профессионально-техническое училище. При приеме на работу данный специалист представил справку, в которой указан размер социальной стипендии (37,2 руб.), так как во время обучения он стипендию не получал.
В сентябре 2017 г. наниматель выплатил молодому специалисту денежную помощь в размере 70 руб.
Денежная помощь не будет признаваться доходом молодого специалиста, подлежащим обложению подоходным налогом, если она выплачена в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 (далее – постановление № 821).
Обоснуем наш вывод.
От подоходного налога освобождаются суммы материальной помощи, оказываемой в соответствии с законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (подп. 1.9 п. 1 ст. 163 НК).
Размер, источники финансирования и порядок выплаты денежной помощи молодым специалистам определены Положением о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденным постановлением № 821 (далее – Положение № 821).
Размер указанной денежной помощи зависит от того, какое образование получил выпускник. Так, денежная помощь выплачивается молодым специалистам, а также выпускникам, указанным в п. 5 ст. 84 Кодекса Республики Беларусь об образовании, – в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии) (п. 25 Положения № 821).
Если молодые специалисты и выпускники не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре (полугодии), им выплачивается соответствующая денежная помощь из расчета социальной стипендии, установленной на дату выпуска (часть четвертая п. 25 Положения № 821).
Таким образом, денежная помощь не будет признаваться доходом молодого специалиста, подлежащим обложению подоходным налогом, при условии, что она выплачена в соответствии с постановлением № 821.
В рассматриваемой ситуации при выплате денежной помощи данному специалисту она не будет облагаться подоходным налогом по основаниям, предусмотренным подп. 1.9 п. 1 ст. 163 НК, только в пределах суммы, указанной в справке (37,2 руб.).
В отношении 32,8 руб. (70 – 37,2) предприятие вправе применить льготу, установленную абз. 2 подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК.
Справочно: максимальный размер льготы составляет 1 678 руб. и применяется в отношении вознаграждений и доходов, полученных:
– не за выполнение трудовых или иных обязанностей (материальная помощь, подарки, призы и т.д.);
– от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы.
Пример 5
Единовременная выплата на оздоровление: почему организация не может применить льготу
Организация при предоставлении трудового отпуска в соответствии со ст. 182 ТК производит своим работникам единовременную выплату на оздоровление в размере 800 руб., определенном коллективным договором.
Организация не может применить в отношении данной материальной помощи льготу, предусмотренную подп. 1.9 п. 1 ст. 163 НК, поскольку эта помощь оказывается в соответствии с коллективным договором, а не в соответствии с законодательными актами и (или) постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Обоснуем наш ответ.
Льгота, определенная подп. 1.9 п. 1 ст. 163 НК, предусматривает освобождение сумм материальной помощи от подоходного налога, если помощь оказывается в соответствии с постановлениями Совета Министров Рес-публики Беларусь, законодательными актами.
К законодательным актам относятся Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь (см. ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).
На основании ст. 182 ТК в случаях, предусмотренных коллективным договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом коллективным договором.
Поскольку коллективный договор не относится к законодательным актам Республики Беларусь, льгота, предусмотренная подп. 1.9 п. 1 ст. 163 НК, в отношении единовременной выплаты, производимой организацией своим работникам в примере 5, не применяется.
В то же время указанная выплата облагается налогом с учетом льготы, установленной подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК (при условии, что данная льгота ранее не была использована на иные цели).
Материальная помощь в иных случаях
Пример 6
Материальная помощь на «овощи»
Организация всем своим работникам, в т.ч. внешним совместителям, в октябре 2017 г. оказала материальную помощь «на овощи» в размере 150 руб.
Данная материальная помощь не является для штатных работников вознаграждением или доходом, поскольку она получена:
– не за выполнение трудовых обязанностей;
– от организации, которая для них является местом основной работы;
– в размере, меньшем установленного предела (составляет 1 678 руб.).
Соответственно такая помощь не облагается подоходным налогом, как не превысившая установленный размер этой льготы.
Для работников, для которых эта организация не является местом основной работы, материальная помощь льготируется только в пределах 111 руб. Подоходным налогом облагается 39 руб. (150 – 111).
Важно! И в первом, и во втором случае льгота применима, если размер льготы не был использован ранее.