Назначение государственных пособий, выплачиваемых за счет средств ФСЗН, – дело ответственное. Более того, при назначении и выплате таких пособий семьям, прибывшим из Украины (в т.ч. из Донецкой и Луганской областей), следует учитывать предусмотренные законодательством особенности. Именно на них обращает внимание автор статьи.
В настоящее время порядок назначения иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим из Украины, пособий по временной нетрудоспособности и государственных пособий семьям, воспитывающим детей, регулируется следующими документами:
– Законом РБ от 29.12.2012 № 7-З "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" (далее – Закон № 7-З);
– Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569);
– Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение о пособиях);
– Положением о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, утвержденным Указом Президента РБ от 09.12.2014 № 572 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей" (далее – Положение № 57; Указ № 572);
– Указом Президента РБ от 30.08.2014 № 420 "О пребывании граждан Украины в Республике Беларусь" (далее – Указ № 420).
Рассмотрим, как на практике разрешают вопросы, возникающие при назначении гражданам, прибывшим из Украины, государственных пособий семьям, воспитывающим детей.
Ситуация. Гражданка Украины, работница организации, обратилась за назначением ей государственных пособий
В комиссию по назначению пособий обратилась работница, гражданка Украины, с заявлением о назначении ей государственных пособий семьям, воспитывающих детей. Ее семья (муж и двое детей) прибыла в Республику Беларусь в августе 2014 г. и получила разрешение на временное проживание сроком на 1 год с 15 августа 2014 г. по 14 августа 2015 г. Дети: сын (родился 19 марта 2013 г.) и дочь (родилась 28 апреля 2009 г.). Женщина принята на работу по трудовому договору с 5 сентября 2014 г. на условиях полного рабочего времени; 8 сентября 2014 г. она подала работодателю заявление о желании участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию и уплата страховых взносов производилась.
1. Какие пособия, предусмотренные Законом № 7-З, могут быть назначены работнице в данной ситуации?
Мать ребенка имеет право на государственные пособия семьям, воспитывающим детей, со дня написания заявления о желании участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию, т.е. с 8 сентября 2014 г., на период, в течение которого она состоит в трудовых отношениях (на условиях полного или неполного рабочего времени), в т.ч. на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (ст. 1, 21 Закона № 7-З). При этом пособие назначается не более чем на срок действия разрешения на временное проживание, т.е. по 14 августа 2015 г. включительно.
Работница имеет право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, так как для его назначения выполняются все условия, предусмотренные белорусским законодательством о пособиях. Старший ребенок учитывается при определении размера пособия на младшего ребенка, и размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет определяется как на второго ребенка – 40 % среднемесячной заработной платы работников в республике за квартал (ст. 13 Закона № 7-З).
Поскольку со дня рождения ребенка прошло 6 месяцев, матери не может быть назначено пособие в связи с рождением ребенка (ст. 21 Закона № 7-З).
Пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, не может быть назначено по причине того, что у женщины отсутствует заключение врачебно-консультационной комиссии, выданное организацией здравоохранения РБ, так как она стояла на учете в украинской организации здравоохранения.
Справочно: в случае рождения третьего ребенка данная семья иностранных граждан не приобретает право на семейный капитал в связи с тем, что иностранцы не входят в круг лиц, имеющих право на его назначение (п. 3 Положения о единовременном предоставлении семьям безналичных денежных средств при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей, утвержденного Указом № 572).
2. В каком размере, с какой даты и на какой период семье может быть назначено пособие по уходу за ребенком до 3 лет, если с 17 октября 2014 г. работнице предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3 лет? Работница обратилась за назначением пособия 20 сентября 2014 г. При этом ее муж работает по трудовому договору в Республике Беларусь.
Первичное решение о назначении государственного пособия принимается комиссией в день, с которого матери предоставлен отпуск по уходу за ребенком, или позднее (а именно 20 октября 2014 г., т.е. после предоставления отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет). Однако право на пособие у женщины возникло с 8 сентября 2014 г. (во время работы на условиях полного рабочего времени). В связи с этим пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается пропорционально календарным дням:
– с 8 сентября по 16 октября 2014 г. – 50 % от установленного законодательством размера – в период со дня возникновения права на пособие до дня предоставления отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
– с 17 октября 2014 г. по 14 августа 2015 г. – 100 % от установленного законодательством размера – в период со дня предоставления отпуска по уходу до 3 лет до дня окончания срока действия разрешения на временное проживание.
3. В каком размере, с какой даты и на какой период семье может быть назначено пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, если с 17 октября 2014 г. работнице предоставлен отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет? Работница обратилась за назначением пособия до предоставления отпуска – 9 сентября 2014 г. При этом ее муж работает по трудовому договору в Республике Беларусь.
Если первичное решение о назначении государственного пособия комиссия принимает до предоставления матери отпуска по уходу за ребенком (до 17 октября 2014 г.), то пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается с 8 сентября 2014 г. по 14 августа 2015 г. – 50 % от установленного законодательством размера – в период со дня возникновения права на пособие до дня окончания срока действия разрешения на временное проживание.
После предоставления указанного отпуска производится перерасчет, размер назначенного пособия изменяется на 100 % от установленного законодательством размера – с 1 ноября 2014 г., т.е. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем предоставления отпуска (часть первая п. 12 Положения о пособиях).
Таким образом, после перерасчета женщина получит пособие по уходу за ребенком до 3 лет:
– с 8 сентября по 31 октября 2014 г. – 50 % от установленного законодательством размера в период со дня возникновения права на пособие до дня окончания месяца, в котором произошли обстоятельства, влияющие на размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (предоставление отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет);
– с 1 ноября 2014 г. по 14 августа 2015 г. – 100 % от установленного законодательством размера – в период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем предоставления отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, до дня окончания срока действия разрешения на временное проживание.
4. В каком размере, с какой даты и на какой период семье может быть назначено пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, если работница обратилась за назначением пособия 9 сентября 2014 г.? При этом ее муж нигде не работает, осуществляет уход за младшим ребенком.
Мать ребенка имеет право на государственные пособия с 8 сентября 2014 г. в соответствии со ст. 1 Закона № 7-З, поэтому пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается. Если неработающий отец фактически осуществляет уход за ребенком, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначают работающей матери ребенка в полном размере (независимо от того, что отец не относится к категории лиц, имеющих право на пособие в соответствии с частью первой ст. 1 Закона № 7-З). Если мать (мачеха) в полной семье работает (служит), учится или осуществляет иные виды деятельности на условиях, предусмотренных в части шестой ст. 13 Закона № 7-З, а отец (отчим) фактически осуществляет уход за ребенком в возрасте до 3 лет и при этом не работает (не служит), не учится в дневной форме получения образования, не проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме, не осуществляет иные виды деятельности (независимо от регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработного, получения пенсии или ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе), пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается матери (мачехе) ребенка в полном размере (п. 28 Положения о пособиях). Для назначения пособия в полном размере требуется подтвердить, что отец не работает (трудовая книжка при наличии) и не осуществляет иные виды деятельности. Комиссия имеет право получить подтверждение осуществления отцом ухода за ребенком путем составления акта обследования семьи.
5. Должна ли комиссия по назначению пособия делать запрос, чтобы уточнить, получает ли данная семья аналогичные пособия в Украине? Влияет ли получение ответа на назначение пособий? Изменится ли порядок назначения пособий, если семья приехала именно из Донецкой или Луганской областей, а не из других областей Украины?
В связи с тем что родители не имеют вида на жительство в Республике Беларусь и зарегистрированы по месту постоянного проживания в Украине, т.е. в государстве, с которым у Республики Беларусь заключен международный договор в области социальной защиты, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается при условии неполучения родителями аналогичных пособий в Украине. Такие сведения запрашиваются комиссией либо могут быть представлены заявителем лично (подп. 23.3 п. 23 и п. 33 Положения о пособиях). Если семья прибыла в Республику Беларусь из Донецкой или Луганской областей Украины, указанные сведения запрашивает комиссия, и в случае неполучения ответа в течение 1 месяца со дня подачи гражданином заявления о назначении пособия пособие назначается без этих сведений (подп. 1.7 п. 1 Указа № 420).
6. Имеет ли право семья на назначение с 1 января 2015 г. ежемесячного пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, предусмотренного Положением № 572?
Право на данное пособие имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель), воспитывающие одновременно детей в возрасте до 3 лет и от 3 до 18 лет (п. 2 Положения № 572). В Положении № 572 не сказано, что все эти лица должны быть исключительно гражданами РБ (в отличие от Положения о единовременном предоставлении семьям безналичных денежных средств в размере 10 000 долл. США при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей, утвержденным также Указом Президента РБ от 09.12.2014 № 572, в тексте которого указано, что право на семейный капитал имеют исключительно граждане РБ, постоянно проживающие в Республике Беларусь). Иные вопросы, связанные с порядком и условиями назначения и выплаты пособия, не урегулированные Положением № 572, регулируются законодательством о пособии по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (п. 10 Положения № 572). Мать ребенка имеет право на государственные пособия семьям, воспитывающим детей, со дня написания заявления о желании участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию, т.е. с 8 сентября 2014 г., на период, в течение которого она состоит в трудовых отношениях (на условиях полного или неполного рабочего времени), в т.ч. на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. При этом пособие назначается не более чем на срок действия разрешения на временное проживание (по 14 августа 2015 г. включительно). Принимая во внимание то, что в семье одновременно воспитываются двое детей в возрасте до 3 лет и от 3 до 18 лет (сын 2013 г.р. и дочь 2009 г.р.) и мать получает на младшего ребенка пособие по уходу за ребенком до 3 лет, семья имеет право на назначение ежемесячного пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет с 1 января по 14 августа 2015 г. Размер нового ежемесячного пособия будет составлять 50 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Минтруда и соцзащиты за 2 последних квартала.
7. Работница не оформляет отпуск по уходу за ребенком до 3 лет. Оплачивается ли данной работнице листок нетрудоспособности в связи с заболеванием либо по уходу за больным ребенком? Положено ли назначение пособия по беременности и родам? Если да, то в каком размере? Будет ли работница впоследствии иметь право на трудовую пенсию?
Иностранным гражданам и лицам без гражданства, работающим в Республике Беларусь, предоставлено право участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию, т.е. назначение и выплата пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию (ст. 7 Закона РБ от 31.01.1995 № 3563-XII "Об основах государственного социального страхования").
В случае участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию данная категория граждан пользуется правами и несет обязанности наравне с гражданами, за которых и (или) которыми взносы на государственное социальное страхование уплачиваются в обязательном порядке. Следовательно, если иностранный гражданин изъявил желание воспользоваться системой государственного социального страхования на случаи временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи, то работодатель уплачивает страховые взносы на социальное страхование в размере 6 % (ст. 3 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь"; далее – Закон № 138-ХIII).
Что касается вопроса о праве на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование), то оно возникает только при условии уплаты страховых взносов работодателем в размере 28 % и работающим гражданином – 1 % заработка на пенсионное страхование (ст. 3 Закона № 138-XIII).
Следовательно, данная категория граждан подлежит добровольному государственному социальному страхованию и за них производится уплата обязательных страховых взносов в ФСЗН при условии изъявления ими желания пользоваться этой системой. Как правило, это условие оговаривают в контракте между работодателем и иностранным работником отдельным пунктом.
Работница изъявила желание воспользоваться системой государственного социального страхования в полном объеме путем подачи работодателю заявления о желании участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию с 8 сентября 2014 г. Уплата страховых взносов производилась в полном объеме. Таким образом, оплата листка нетрудоспособности в связи с общим заболеванием или в связи с уходом за больным ребенком, а также назначение пособия по беременности и родам возможны после 8 сентября 2014 г. Назначение данных пособий осуществляется с учетом норм Положения № 569. Пособия лицам, за которых или которыми обязательные страховые взносы на социальное страхование уплачивались в соответствии с законодательством менее чем за 6 месяцев до возникновения права на пособия, назначаются в минимальном размере. При этом минимальный размер пособий в месяц составляет 50 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Советом Министров за 2 последних квартала относительно каждого месяца, в котором имели место временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам (п. 17 Положения № 569).
Таким образом, если случай временной нетрудоспособности или отпуск по беременности и родам наступит:
– до 7 марта 2015 г., – оплата указанных пособий будет производиться в минимальном размере;
– после 7 марта 2015 г., – пособия будут рассчитаны с учетом норм пп. 21, 22, 23, 24 Положения № 569 (в зависимости от ситуации: либо из заработной платы за фактически отработанное время, начисленной в течение 6 месяцев, предшествующих месяцу наступления права на пособие, либо из тарифного оклада без надбавок и повышений; либо из среднего заработка, сохраняемого за время трудового и социального (в связи с обучением) отпуска, отпуска по беременности и родам, временной нетрудоспособности).
8. Возможно ли назначить государственные пособия в следующей ситуации?
Работница и члены ее семьи имели статус временно прибывших в Республику Беларусь (зарегистрированы в Республике Беларусь по месту временного пребывания на срок не более 90 календарных дней с 15 августа по 12 ноября 2014 г.). В период регистрации по месту пребывания в Республике Беларусь женщина принята на работу и подала по месту работы заявление о желании участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию. Ее муж осуществляет уход за младшим ребенком.
В полной семье право на государственные пособия определяется в отношении матери (мачехи) ребенка, которая в данном случае не относится к лицам, указанным в части первой ст. 1 Закона № 7-З: является временно прибывшей в Республику Беларусь и не имеет права на государственные пособия (ст. 20 Закона № 7-З). При отсутствии у матери (мачехи) ребенка права на государственные пособия в соответствии с частью первой ст. 1 Закона № 7-З пособия могут быть назначены отцу (отчиму) только в случае, если ребенок постоянно проживает в Республике Беларусь, т.е. зарегистрирован по месту жительства отца (отчима) в Республике Беларусь (п. 7 Положения о пособиях).
В рассматриваемом случае семья права на пособие не имеет, поскольку мать не относится к категории лиц, указанных в части первой ст. 1 Закона № 7-З. Применить нормы п. 7 Положения о пособиях в данной ситуации также не представляется возможным, так как ребенок не является постоянно проживающим в Республике Беларусь (он, как и его родители, является временно прибывшим, зарегистрированным по месту пребывания). Семья приобретет право на назначение государственных пособий при получении разрешения на временное проживание в Республике Беларусь и уплате страховых взносов или разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь либо при предоставлении статуса беженца в Республике Беларусь.
От редакции:
По изложенной теме см. также материал автора в "ГБ", 2015, № 4.