Наниматель разрешил разделение трудового отпуска работника на 3 части.
Рассмотрим возникшие вопросы.
1.1. Правомерны ли такие действия, если в организации отсутствует коллективный договор, соглашение?
Нет.
Разделение трудового отпуска может производиться по договоренности между работником и нанимателем на 2 части, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением (ст. 174 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК). Приведенная норма позволяет сделать однозначный вывод о локальных нормативных правовых актах, на основании которых определяется возможность деления трудового отпуска более чем на 2 части.
В данном случае перечень указанных документов является исчерпывающим, а под соглашением подразумевается нормативный правовой акт, заключаемый на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях, предусматривающий возможность деления трудового отпуска на большее количество частей.
На основании изложенного в части первой ст. 174 ТК полномочия нанимателю самостоятельно решать вопрос о разделении трудового отпуска более чем на 2 части не предоставлены.
1.2. Каковы последствия того, что наниматель разделил отпуск больше чем на 2 части?
Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством (ст. 465 ТК).
Персональная ответственность руководителя юридического лица за соблюдение законодательства о труде может быть предусмотрена в контракте, заключаемом с ним собственником имущества организации или уполномоченным им органом.
Иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ст. 9.16–9.18 и ч. 2 и 3 ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), причинившие вред работнику, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин (ч. 4 ст. 9.19 КоАП).
Следует отметить, что административная ответственность по ч. 4 ст. 9.19 КоАП наступает в случае, если будет установлено, что работнику был причинен вред.
Право составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 9.19 КоАП, имеют:
– должностные лица органов Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь (далее – Департамент) (ч. 1 ст. 3.23 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее – ПИКоАП);
– прокурор (п. 7 ч. 2 ст. 3.30 ПИКоАП).
На рассмотрение дела об административном правонарушении, определенном ч. 4 ст. 9.19 КоАП, уполномочены:
– единолично судьи районного (городского) суда (ч. 1 ст. 3.2 ПИКоАП);
– органы Департамента – если протокол составлен должностными лицами органов Департамента (ч. 1 ст. 3.23 ПИКоАП).