contents Содержание
A
100%
A
add bookmarks
show bookmarks
17

Когда проводить инвентаризацию по расчетам с подотчетными лицами и с персоналом по оплате труда

Виталий Раковец, аудитор ООО «АудитИнком»

Вновь зарегистрированная организация формирует учетную политику и оговаривает в ней вопросы проведения инвентаризации.

В какой срок организация должна сформировать свою учетную политику?

Распространяется ли требование о проведении инвентаризации расчетов по состоянию на 1 ноября отчетного года на расчеты с подотчетными лицами и на расчеты с персоналом по оплате труда?

Важно! Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации включается в учетную политику организации (п. 4 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»; далее – Закон № 57-З).

Положение об учетной политике вновь созданной организации утверждает руководитель организации не позднее 30-го календарного дня с даты государственной регистрации этой организации.

Положение об учетной политике вновь созданной организации применяется этой организацией с даты ее государственной регистрации (п. 3 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Минфина Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80).

Активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.

Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно в т.ч. перед составлением годовой отчетности (ст. 13 Закона № 57-З).

Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета устанавливает Минфин Республики Беларусь.

На данный момент действует Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности не ранее 1 декабря (п. 7 Инструкции № 180).

Инвентаризация обязательств в части расчетов с банками и иными небанковскими кредитно-финансовыми организациями по кредитам, займам, а также с бюджетом, покупателями и поставщиками, подотчетными лицами и работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета расчетов. При этом оформляется акт инвентаризации согласно приложению 19 к Инструкции № 180 (п. 62 Инструкции № 180).

При инвентаризации расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами определяется сумма дебиторской и кредиторской задолженности, не погашенная на 1 ноября отчетного года, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, и составляется акт сверки расчетов с должниками (п. 63 Инструкции № 180).

В ходе инвентаризации расчетов с работниками проверяется правильность отражения задолженности перед работниками: наличие сумм заработной платы, не выплаченной работникам в срок из-за их неявки и недепонированной, выявляются суммы депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности (п. 64 Инструкции № 180).

Для инвентаризации расчетов с подотчетными лицами проверяются авансовые отчеты работников и расходные кассовые ордера. По этим документам проверяется соответствие выданных и возвращенных средств данным бухгалтерского учета, а также устанавливается целевое использование израсходованных сумм, проверяется наличие оправдательных документов и выявляются суммы, срок представления отчетов по которым истек (п. 65 Инструкции № 180).

Расчеты с поставщиками и подрядчиками учитываются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (п. 47 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50; далее – Инструкция № 50). Расчеты с покупателями учитываются на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (п. 48 Инструкции № 50). Расчеты с разными дебиторами и кредиторами учитываются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (п. 59 Инструкции № 50).

Таким образом, по мнению автора, требование о проведении инвентаризации расчетов по состоянию на 1 ноября отчетного года не распространяется на расчеты с подотчетными лицами (счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» (п. 56 Инструкции № 50)), расчеты с персоналом по оплате труда (счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (п. 55 Инструкции № 50)).

prev Пред.
contents Содержание
next След.
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.