Гостем очередной "Прямой линии", которую проводила редакция журнала "Главный Бухгалтер. Зарплата", стал начальник контрольно-ревизионного отдела Фонда социальной защиты населения Владимир Александрович Климченко. Читателей интересовали вопросы организации плановых и внеплановых проверок, проводимых органами Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (далее – Фонд), мер ответственности, которые могут быть применены к субъектам хозяйствования за допущенные нарушения. Ответы на поступившие вопросы предлагаем вниманию читателей.
В организации в марте 2013 г. прошла плановая проверка, проведенная сотрудниками районного отдела Фонда. Нарушений законодательства о государственном социальном страховании по результатам проверки не выявлено.
Могут ли органы Фонда провести в 2013 г. внеплановую проверку? По каким основаниям органами Фонда проводятся внеплановые проверки?
Такая ситуация может сложиться. Объясняется это следующим.
Внеплановые проверки проводятся органами Фонда в соответствии с п. 5 и подп. 9.2 п. 9 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510) по следующим основаниям:
– реорганизация проверяемого плательщика, проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства);
– поручение органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам);
– получение доказательств по делу об административном правонарушении;
– проведение встречной проверки;
– заявление проверяемого плательщика.
Кроме того, органами Фонда осуществляются контрольные мероприятия в соответствии с п. 21 Указа № 510 (действие Указа № 510 на такие мероприятия не распространяется) в случае:
– ликвидации (прекращения деятельности) юридического лица и индивидуального предпринимателя;
– проведения мероприятий по выявлению у юридического лица или индивидуального предпринимателя их дебиторов, проводимых в целях взыскания задолженности по пеням, обязательным страховым взносам, взносам на профессиональное пенсионное страхование, иным платежам в Фонд;
– проверок, проводимых по месту нахождения контролирующего органа на основании изучения документов и информации, полученных контролирующим (надзорным) органом в соответствии с законодательством, без истребования от проверяемого плательщика иных документов (камеральных проверок);
– проверок государственных органов, нотариальных контор;
– проверок, проводимых при прекращении деятельности представительств иностранных организаций на территории Республики Беларусь;
– мероприятий при рассмотрении обращений граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, включая обращения, подлежащие рассмотрению с выездом на место, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам для проверок.
Какие плательщики в первую очередь подлежат проверке?
Фонд и его территориальные органы вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых плательщиков, отнесенных:
– к высокой группе риска, – не чаще одного раза в течение календарного года. Критерием отнесения к данной группе риска является наличие 2 и более случаев в календарном году неуплаты, несвоевременной и (или) неполной уплаты обязательных платежей в установленный законодательством срок за отчетный период. Если по результатам проведенной плановой проверки нарушений законодательства проверяемым плательщиком не установлено, следующая плановая проверка этого плательщика назначается не чаще одного раза в 2 календарных года (включая год, в котором проводилась плановая проверка);
– средней группе риска – не чаще одного раза в 3 календарных года. Критерием отнесения к данной группе риска является несвоевременное представление государственной статистической отчетности. Если по результатам проведенной плановой проверки нарушений законодательства проверяемым плательщиком не установлено, следующая плановая проверка этого плательщика назначается не чаще одного раза в 5 календарных лет (включая год, в котором проводилась плановая проверка);
– низкой группе риска – по мере необходимости (при наличии веских оснований), но не чаще одного раза в 5 календарных лет.
Как следует из изложенного, органы Фонда в первую очередь обращают внимание на плательщиков, отнесенных к высокой группе риска.
Каким образом органы Фонда применяют административную ответственность, установленную ст. 11.54 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях? Учитывается ли при применении такой ответственности финансово-экономическое положение юридического лица?
При применении административной ответственности, установленной ст. 11.54 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), органы Фонда руководствуются Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях и КоАП, а также нормами Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента от 16.01.2009 № 40 (далее – Положение об уплате).
Плательщики обязаны начислять и перечислять в полном объеме и в установленные законодательством сроки обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в Фонд (абзац третий п. 26 Положения об уплате).
Датой исполнения плательщиком обязательства по уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд является день списания денежных средств с его счета (счетов главных управлений Минфина) либо день внесения (перечисления) денежных средств в банк (организацию Минсвязи) (п. 14 Положения об уплате).
Неуплата или неполная уплата в установленные Положением об уплате сроки обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование является административным правонарушением, за которое установлена административная ответственность в виде штрафа в размере 20 % начисленной (доначисленной) суммы взносов (ст. 11.54 КоАП). При этом указанная статья не содержит нормы, по которой не является административным правонарушением неуплата или неполная уплата плательщиком обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд по причине отсутствия на их счетах средств, достаточных для исполнения своевременно направленных поручений на перечисление платежей в Фонд в полном объеме.
Таким образом, нарушение плательщиком срока уплаты обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование либо их уплата в неполном объеме (независимо от причин, в т.ч. и при отсутствии на счетах плательщика денежных средств) образует состав административного правонарушения.
Уполномоченным должностным лицам органов Фонда по ст. 11.54 КоАП предоставлено право только составлять протоколы об административных правонарушениях (ч. 57 ст. 3.30 ПИКоАП и постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 16.02.2007 № 24 "О предоставлении полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях и утверждении формы протокола об административном правонарушении").
Постановления о наложении административного взыскания выносятся судом.
Заметим, что при наложении административного взыскания на юридическое лицо судом учитываются характер административного правонарушения, размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица (ч. 3 ст. 7.1 КоАП).
Организацию органы Фонда не проверяли в течение 5 лет.
За какой период может быть назначена проверка?
Проверка плательщика проводится за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.
При этом документальные проверки могут проводиться сплошным или выборочным способом.
Способ сплошной проверки заключается в проведении анализа всех подлежащих проверке финансово-хозяйственных операций (в рамках вопросов, подлежащих проверке), изучении всех документов бухгалтерского учета и других документов, относящихся к соответствующим проверяемым операциям.
При использовании способа выборочной проверки проверяющим анализируется часть подлежащих проверке финансово-хозяйственных операций и документов бухгалтерского учета и других документов, относящихся к соответствующим проверяемым операциям.
Если выборочной проверкой устанавливаются нарушения законодательства, проверяющий может принять решение о проведении проверки сплошным способом в пределах проверяемого периода.