Грамотно составленная учетная политика организации позволяет исключить ошибки в бухгалтерском учете. При ее разработке важно предусмотреть все хозяйственные операции, требующие конкретизации варианта их отражения в учете, при условии, что законодательство допускает такие варианты. В учетной политике должны быть изложены и вопросы, касающиеся порядка начисления заработной платы.
Учетная политика организации – локальный нормативный акт, в котором закреплены основы формирования и раскрытия учетной политики для целей бухгалтерского учета, представляющий совокупность методологических принципов и правил по организации и ведению бухгалтерского учета. В этом документе следует раскрыть организационно-технический и методический аспекты, в т.ч. и по вопросам, касающимся оплаты труда работников организации.
Напомним, что учетная политика в целях бухгалтерского учета в течение отчетного года изменению не подлежит. Если в течение отчетного года имеет место изменение действующего законодательства, то изменение учетной политики происходит автоматически, если введен только один вариант учета хозяйственной операции. При введении нормативными актами нескольких вариантов организация обязана выбрать и закрепить один из них.
Методический аспект
1. Варианты оплаты труда работников организации:
– оплату труда работников организации производить с применением Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь;
– оплату труда работников организации производить без применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.
Обоснование: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям предоставлено право самостоятельно принимать решение о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь при определении условий оплаты труда работников (п. 1 Указа Президента РБ от 10.05.2011 № 181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда").
2. Варианты определения тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций.
Тарифные ставки (оклады) работников определять:
– на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь;
– на основе тарифной сетки, определенной тарифным (местным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации;
– без применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.
Обоснование: порядок определения тарифных ставок (окладов) может устанавливать наниматель на основании коллективного договора, иного локального нормативного правового акта, принятых в порядке, установленном законодательством, соглашения и трудового договора (контракта) (п. 3 Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67 (далее – Рекомендации № 67)). Варианты определения тарифных ставок (окладов) закреплены п. 8 Рекомендаций № 67.
3. Варианты порядка повышения тарифных ставок (окладов):
– повышение тарифных ставок (окладов) работников осуществлять с применением тарифной ставки 1-го разряда;
– повышение тарифных ставок (окладов) работников осуществлять без применения тарифной ставки 1-го разряда.
Обоснование: порядок повышения тарифных ставок (окладов) может устанавливать наниматель на основании коллективного договора, иного локального нормативного правового акта, принятых в порядке, установленном законодательством, соглашения и трудового договора (контракта) (п. 3 Рекомендаций № 67).
Порядок повышения тарифных ставок (окладов) прописан в пп. 16–18 Рекомендаций № 67.
4. Варианты порядка расчета (исчисления) показателя выручки при оплате труда на основе комиссионной системы:
– на основании первичных учетных документов;
– по данным отчетности (бухгалтерской или статистической);
– в порядке расчета в сопоставлении с учетной политикой организации;
– в ином порядке.
Обоснование: п. 3 приложения 2 к Рекомендациям по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 21.10.2011 № 104.
5. Варианты формирования резервов предстоящих расходов и платежей:
– создавать следующие резервы:
на предстоящую оплату отпусков работникам (включая социальное страхование);
на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.
– не создавать указанные резервы.
Обоснование: на счете 96 "Резервы предстоящих платежей" отражают суммы предстоящей оплаты отпусков (включая отчисления на социальное страхование) и др. Суммы оплаты отпусков работников, начисленные за счет созданного в установленном порядке резерва на эти цели, следует отражать по дебету счета 96 и кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50).
6. Варианты формирования фондов и распределения прибыли.
В соответствии с Уставом организация может формировать следующие фонды:
– резервный фонд;
– фонд накопления;
– фонд потребления;
– резервный фонд заработной платы.
Резервный фонд заработной платы необходимо создавать в размере 20 % годового фонда заработной платы (п. 5 Положения о резервном фонде заработной платы, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 28.04.2000 № 605).
Формирование фондов отражают в аналитическом учете с открытием одноименных субсчетов к счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Использование фондов производите в соответствии с утвержденными сметами расходов.
Размеры отчислений в фонды, а также порядок распределения прибыли следует определять решением собрания учредителей (акционеров), собственников.
Иные варианты:
– размеры отчислений в фонды устанавливать коллективным договором;
– резервный фонд, фонды наполнения и потребления не формировать.
7. Сохранение среднего заработка и оплата расходов за проживание вне места постоянного жительства (суточные) в случае возврата из командировки и отъезда в командировку в тот же день.
Варианты:
– в табеле учета рабочего времени этот день учитывается как 1 день с сохранением среднего заработка. За день отъезда и приезда в командировку суточные выплатить по нормам, установленным Минфином для первой командировки;
– в табеле учета рабочего времени этот день учитывается как 1 день с сохранением среднего заработка. За день отъезда и приезда в командировку суточные выплатить по нормам, установленным Минфином для второй командировки.
8. Варианты индексации доходов работников с целью возмещения потерь от инфляции:
– индексацию осуществлять по нормативу, установленному Указом Президента РБ от 28.01.2006 № 55 "О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции";
– индексации подлежат суммы, не превышающие величину минимальной заработной платы (с учетом индексации);
– индексацию доходов работников не производить.
Обоснование: индексация представляет собой корректировку величины не имеющих единовременного характера доходов физических лиц в денежных единицах Республики Беларусь из бюджетных источников (пособия, стипендии, заработная плата по месту работы, денежное довольствие) в целях частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.
Физическим лицам, получающим денежные доходы на территории Республики Беларусь из других источников, возмещение потерь от инфляции может осуществляться за счет средств организации по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями) (ст. 2 Закона РБ от 21.12.1990 № 476-XII "Об индексации доходов населения с учетом инфляции").