Заработная плата – один из важнейших инструментов, позволяющих рационально использовать рабочую силу и повышать эффективность хозяйствования организаций всех форм собственности.
К выбору форм и систем оплаты труда в организации следует подходить взвешенно
Определенная роль в решении этих задач принадлежит выбранным организациями формам и системам оплаты труда, которые позволяют установить функциональную зависимость между производительностью труда и его оплатой, учесть количество и качество труда, вложенного в конечные результаты работы.
С учетом норм Указа Президента РБ от 10.05.2011 № 181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда" (далее – Указ № 181) наниматели обязаны устанавливать условия оплаты труда работников, максимально обеспечивающие зависимость размеров оплаты их труда от конечных результатов деятельности организации, в т.ч. от опережающего роста производительности труда над ростом номинальной начисленной среднемесячной заработной платы.
Повышение заработной платы зависит от роста производительности труда
С целью усиления взаимосвязи повышения заработной платы работников с ростом производительности труда было принято постановление Совета Министров РБ от 31.07.2014 № 744 "Об оплате труда работников" (далее – постановление № 744).
В государственных организациях и организациях, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, рост номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников допускается только при условии опережающего роста производительности труда. При невыполнении указанного условия фонд заработной платы за отчетный месяц уменьшался до размера, обеспечивающего соотношение роста производительности труда и заработной платы не менее 1,0 (п. 1 постановления № 744).
При этом для целей постановления № 744 при определении производительности труда в организации следует применять выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг на одного среднесписочного работника.
Важно! Порядок корректировки фонда заработной платы организации был определен разъяснениями Минтруда и соцзащиты и Минэкономики РБ от 12.08.2014 № 1-2-12/1773/26-11/6290 и от 10.10.2014 № 1-2-11/2067/26-11/8074 (далее – разъяснения).
Согласно данным разъяснениям за базовый период был принят август 2014 г., а базовым соотношением производительности труда и заработной платы было определено фактически сложившееся соотношение за июль 2014 г. к июлю 2013 г. В дальнейшем соотношение рассчитывалось нарастающим итогом с августа до конца 2014 г., а в 2015 г. – нарастающим итогом с начала года. В случаях, когда по сравнению с базовым соотношением фактическая величина соотношения уменьшалась, постановление № 744 обязывало нанимателя уменьшить начисляемый фонд заработной платы работников.
Разъяснениями было предоставлено право организациям по согласованию с вышестоящим органом (организацией) устанавливать иной порядок расчета соотношения (нарастающим итогом с начала года, месяц к месяцу и т.д.).
Повышать заработную плату можно при соотношении роста производительности труда и заработной платы более 1,0
Вместе с тем в сложившихся в настоящее время непростых условиях денежно-кредитной политики, валютного рынка Советом Министров принято комментируемое постановление от 26.01.2015 № 47 (далее – постановление № 47).
Постановлением № 47 внесены изменения в п. 1 постановления № 744. Установлено, что повышение заработной платы (действующих размеров тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсирующих выплат) работников допускается только при условии соотношения роста производительности труда и заработной платы более 1,0 (подп. 1.1 п. 1 постановления № 47).
Следует отметить, что данная норма говорит о том, что при соотношении роста производительности труда и заработной платы, равном или менее 1,0, действующие размеры тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсирующих выплат не могут быть увеличены.
Аналогичное условие повышения тарифных ставок (окладов) работников организации предусмотрено Указом № 181: тарифные ставки (оклады) работников коммерческих организаций повышаются нанимателями в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей, если иное не установлено Президентом РБ.
Повышением заработной платы является принятие решения нанимателем о повышении тарифной ставки 1-го разряда, тарифных ставок (окладов) работников организации, размеров иных выплат, установленных в локальных нормативных правовых актах организации, трудовых договорах работников.
Таким образом, наниматель не может принять решение:
– о повышении в целом по организации тарифной ставки 1-го разряда (если оклады формируются без ее применения – о повышении тарифных ставок (окладов работников) в целом по организации);
– об увеличении установленных в локальном нормативном правовом акте организации размеров выплат стимулирующего характера.
С 1 января 2015 г. корректировать фонд труда в сторону уменьшения не требуется
Повышением заработной платы является принятие решения нанимателем о повышении тарифной ставки 1-го разряда, тарифных ставок (окладов) работников организации, размеров иных выплат, установленных в локальных нормативных правовых актах организации, трудовых договорах работников.
Пример
Условия повышения заработной платы
В коллективном договоре организации определено, что предельный размер надбавки за сложность выполняемой работы устанавливается работникам в пределах до 100 % должностного оклада, общий размер премий за выполнение показателей в пределах до 150 % должностного оклада. Конкретный размер определяется нанимателем.
Если в организации соотношение сложилось менее 1,0, то вносить в коллективный договор изменения по установлению иных предельных размеров надбавок, премий организация не может.
Следует обратить внимание, что заработная плата каждого конкретного работника должна начисляться по действующим системам оплаты труда в зависимости от его личного вклада в результат работы организации. То есть результаты труда каждого конкретного работника должны оцениваться с учетом подходов, определенных в положении о премировании, оплате и т.д.
Постановлением № 47 отменена корректировка фонда оплаты труда в сторону уменьшения с 1 января 2015 г.
Важно! Соотношение роста производительности труда и заработной платы с 1 января 2015 г. будет определяться нарастающим итогом с начала года.
Организация может сама выбрать методику расчета производительности труда, но согласовать ее надо с вышестоящей организацией
Постановлением № 47 организациям предложено самостоятельно по согласованию с вышестоящим органом (организацией) определять методику расчета производительности труда: по выручке от реализации продукции, работ, услуг либо по добавленной стоимости на 1 среднесписочного работника в течение календарного года (далее – методика расчета).
Следовательно, в 2015 г. все государственные организации и организации, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, должны согласовать методику расчета с учетом специфики деятельности и особенностей производства с вышестоящим органом (организацией).
Согласование с вышестоящим органом (организацией) будет осуществляться по той же схеме, которая была определена разъяснениями.
Так, методика расчета производительности труда будет согласовываться:
– с государственной организацией, подчиненной Правительству, – для организаций, входящих в ее состав (находящихся в ее подчинении (ведении));
– управляющей компанией холдинга – для юридических лиц – участников холдинга;
– государственным объединением – для юридических лиц, входящих в его состав;
– организацией-учредителем – для дочерних организаций;
– советом директоров (наблюдательным советом) – для юридических лиц, созданных в форме хозяйственных обществ.
Форма согласования может быть любой (приказ, письмо, решение коллегии, совета концерна и т.д.).
В заключение отметим, что постановлением № 744 рекомендовано собственникам имущества организаций негосударственной формы собственности не допускать опережения роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников над ростом производительности труда.