В организации за грузовым автомобилем закреплены 2 водителя. У них сдельная оплата труда (сдельная расценка за 1 км пробега). Один водитель находится в рейсе.
Можно ли второму водителю платить за дни, когда он не в рейсе, минимальную заработную плату (МЗП)? Не будет ли это противоречить трудовому, налоговому законодательству?
Минимальная заработная плата (месячная и часовая) – это государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени (часть первая ст. 59 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Таким образом, МЗП не может выплачиваться в виде заработной платы, а служит стандартом в области оплаты труда.
Кроме того, следует учитывать, что МЗП применяется только для периодов, которые включаются в рабочее время.
В частности, Положением о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденным постановлением Минтранса Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82, установлено, что рабочее время водителя автомобиля состоит из следующих периодов:
– подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены продолжительностью 20 мин;
– времени проведения предрейсового медицинского осмотра продолжительностью 5 мин;
– времени управления автомобилем;
– времени присутствия на рабочем месте водителя автомобиля, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей автомобиля;
– времени стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
– времени простоев не по вине водителя автомобиля;
– времени дополнительных специальных перерывов, предусмотренных графиком работ (сменности) для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах маршрута;
– времени проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
– времени охраны груза и автомобиля во время стоянки на промежуточных и конечных пунктах маршрута при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем автомобиля.
За время, когда водитель автомобиля не в рейсе, начислять ему заработную плату и соответственно применять МЗП оснований не имеется.