contents Содержание
A
100%
A
add bookmarks
show bookmarks
23

Как оплатить время на дорогу для выполнения гособязанностей?

Мария Ковалевич, юрист

Нигде в законодательных актах и комментариях к ним читателю нашего журнала не удалось выяснить, как оплачивается время, потраченное работником на дорогу при выполнении гособязанностей. Автор материала высказывает свое мнение по этому вопросу.

Ситуация. Оплата времени на дорогу при выполнении государственных обязанностей

Работник отсутствовал на рабочем месте часть рабочего дня по повестке военкомата. Регистрация у него иногородняя, и он был вызван в военкомат своего города. Военкомат в повестке отмечает только время нахождения работника именно в военкомате.

Таких работников на предприятии несколько. Время на дорогу до городов, в которых они зарегистрированы, занимает несколько часов.

Как оплачивается время, затраченное работником на дорогу, при исполнении государственных обязанностей?

При выполнении работником обязанности по явке в военный комиссариат по повестке для приписки к призывному участку, оформления призыва или приема на военную службу, постановки или снятия с воинского учета по месту регистрации наниматель обязан:

– освободить его от работы на необходимое время;

– сохранять за ним средний заработок за это время.

По мнению автора, в необходимое время включается время, затраченное работником на дорогу от военного комиссариата до места работы. При желании наниматель может определить это время в соответствии с расстоянием и (или) расписанием движения транспорта.

В иных случаях нахождение в военном комиссариате является подтверждением уважительной причины отсутствия работника на работе. В таких ситуациях время, затраченное работником на посещение военного комиссариата, в т.ч. время непосредственного нахождения в военном комиссариате и время, затраченное на дорогу, не включается в рабочее время и не оплачивается (ст. 133 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).

Обоснуем сказанное.

Гражданам, проходящим подготовку к военной службе, призванным или поступившим на военную службу, службу в резерве, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством о труде и иными законодательными актами Республики Беларусь (часть первая ст. 6 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе»; далее – Закон).

Статья 340 ТК предусматривает гарантии для работников в связи с призывом или приемом на военную службу, направлением на альтернативную службу.

Посещение военкомата не всегда оплачивается

Наниматель освобождает работников от работы на время, необходимое для приписки к призывным участкам, оформления призыва или приема на военную службу, постановки или снятия с воинского учета, с сохранением за ними среднего заработка по месту работы.

Иными словами, средний заработок сохраняется не во всех случаях посещения военного комиссариата, а только в случаях:

– приписки к призывным участкам;

– оформления призыва или приема на военную службу;

– постановки или снятия с воинского учета.

Гарантии на время выполнения гособязанностей

На время выполнения государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с законодательством эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение:

– места работы (должности);

– среднего заработка за счет соответствующих государственных или иных органов и организаций (ст. 101 ТК).

Работникам, привлекаемым к выполнению воинских обязанностей, предоставляются гарантии, предусмотренные законодательством.

Справочно: приписку граждан к призывным участкам осуществляют комиссии, создаваемые районными, районными в городах, городскими (городов областного подчинения) исполнительными и распорядительными органами.

Руководители государственных органов, иных организаций ежегодно в сроки, устанавливаемые законодательством Республики Беларусь, представляют в соответствующие военные комиссариаты (обособленные подразделения) списки граждан, подлежащих приписке к призывным участкам.

Граждане, подлежащие приписке к призывным участкам, обязаны прибыть в военные комиссариаты (обособленные подразделения) или на призывные пункты в сроки, указанные в повестках военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, и предъявить необходимые документы. Перечень этих документов указывается в повестках военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет (ст. 15 Закона).

Статья 30 Закона устанавливает, что призыву на военную службу, службу в резерве подлежат:

– на срочную военную службу, службу в резерве – граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не состоящие в запасе;

– на военную службу офицеров по призыву – граждане мужского пола в возрасте до 27 лет, прошедшие обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах или факультетах, сдавшие государственные выпускные экзамены, зачисленные в запас и имеющие воинское звание офицера.

Постановку и снятие с воинского учета регулируют ст. 17 Закона и Инструкция о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных, утвержденная постановлением Минобороны Республики Беларусь от 31.05.2011 № 21.

Воинский учет призывников и военнообязанных регламентирован также Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662, и Инструкцией о порядке организации и проведения учетно-призывной работы в военных комиссариатах, утвержденной постановлением Минобороны Республики Беларусь от 11.04.2011 № 12.

Исчисление среднего заработка

Средний заработок по месту работы рассчитывается в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47 (далее – Инструкция).

Среднедневной (среднечасовой) заработок для расчета среднего заработка, сохраняемого за время выполнения государственных и общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством, определяют делением заработной платы, фактически начисленной за принятый для исчисления период, на фактически проработанные в течение этого периода дни (часы) (п. 21 Инструкции).

Если работник в периоде, принятом для исчисления среднего заработка, в соответствии с законодательством часть дней (часов) фактически не работал (находился в отпуске с сохранением или без сохранения заработка, болел, выполнял государственные или общественные обязанности, в иных случаях, когда за ним сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Республики Беларусь) или работал, но получал неполную оплату, то при исчислении среднего заработка указанные дни (часы), а также выплаченные за эти периоды суммы не учитываются (п. 24 Инструкции).

Необходимые документы

Для предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций работник обязан представить нанимателю повестку установленного образца, в которой сделаны соответствующие отметки.

При вызове граждан в военкомат оформляется повестка (направление) установленного образца, в которой делается отметка о времени пребывания по вызову. На основании этого документа гражданин освобождается от работы и ему предоставляются гарантии, предусмотренные ст. 340 ТК.

За нарушение ведения воинского учета предусмотрена ответственность

За нарушение гражданами обязанностей по воинскому учету, а также должностным лицом обязанностей по воинскому учету или воспрепятствование выполнению гражданами обязанностей по воинскому учету установлена ответственность. Указанные нарушения относятся к административным согласно ст. 25.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и влекут наложение штрафа:

– на гражданина – в размере от 2 до 3 базовых величин;

– на должностное лицо – от 4 до 5 базовых величин.

prev Пред.
contents Содержание
next След.
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.