Ситуация. Оплата времени на дорогу при выполнении государственных обязанностей
Работник отсутствовал на рабочем месте часть рабочего дня по повестке военкомата. Регистрация у него иногородняя, и он был вызван в военкомат своего города. Военкомат в повестке отмечает только время нахождения работника именно в военкомате.
Таких работников на предприятии несколько. Время на дорогу до городов, в которых они зарегистрированы, занимает несколько часов.
Как оплачивается время, затраченное работником на дорогу, при исполнении государственных обязанностей?
При выполнении работником обязанности по явке в военный комиссариат по повестке для приписки к призывному участку, оформления призыва или приема на военную службу, постановки или снятия с воинского учета по месту регистрации наниматель обязан:
– освободить его от работы на необходимое время;
– сохранять за ним средний заработок за это время.
По мнению автора, в необходимое время включается время, затраченное работником на дорогу от военного комиссариата до места работы. При желании наниматель может определить это время в соответствии с расстоянием и (или) расписанием движения транспорта.
В иных случаях нахождение в военном комиссариате является подтверждением уважительной причины отсутствия работника на работе. В таких ситуациях время, затраченное работником на посещение военного комиссариата, в т.ч. время непосредственного нахождения в военном комиссариате и время, затраченное на дорогу, не включается в рабочее время и не оплачивается (ст. 133 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).
Обоснуем сказанное.
Гражданам, проходящим подготовку к военной службе, призванным или поступившим на военную службу, службу в резерве, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством о труде и иными законодательными актами Республики Беларусь (часть первая ст. 6 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе»; далее – Закон).
Статья 340 ТК предусматривает гарантии для работников в связи с призывом или приемом на военную службу, направлением на альтернативную службу.
Посещение военкомата не всегда оплачивается
Наниматель освобождает работников от работы на время, необходимое для приписки к призывным участкам, оформления призыва или приема на военную службу, постановки или снятия с воинского учета, с сохранением за ними среднего заработка по месту работы.
Иными словами, средний заработок сохраняется не во всех случаях посещения военного комиссариата, а только в случаях:
– приписки к призывным участкам;
– оформления призыва или приема на военную службу;
– постановки или снятия с воинского учета.
Гарантии на время выполнения гособязанностей
На время выполнения государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с законодательством эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение:
– места работы (должности);
– среднего заработка за счет соответствующих государственных или иных органов и организаций (ст. 101 ТК).
Работникам, привлекаемым к выполнению воинских обязанностей, предоставляются гарантии, предусмотренные законодательством.
Справочно: приписку граждан к призывным участкам осуществляют комиссии, создаваемые районными, районными в городах, городскими (городов областного подчинения) исполнительными и распорядительными органами.
Руководители государственных органов, иных организаций ежегодно в сроки, устанавливаемые законодательством Республики Беларусь, представляют в соответствующие военные комиссариаты (обособленные подразделения) списки граждан, подлежащих приписке к призывным участкам.
Граждане, подлежащие приписке к призывным участкам, обязаны прибыть в военные комиссариаты (обособленные подразделения) или на призывные пункты в сроки, указанные в повестках военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, и предъявить необходимые документы. Перечень этих документов указывается в повестках военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет (ст. 15 Закона).
Статья 30 Закона устанавливает, что призыву на военную службу, службу в резерве подлежат:
– на срочную военную службу, службу в резерве – граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не состоящие в запасе;
– на военную службу офицеров по призыву – граждане мужского пола в возрасте до 27 лет, прошедшие обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах или факультетах, сдавшие государственные выпускные экзамены, зачисленные в запас и имеющие воинское звание офицера.
Постановку и снятие с воинского учета регулируют ст. 17 Закона и Инструкция о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных, утвержденная постановлением Минобороны Республики Беларусь от 31.05.2011 № 21.
Воинский учет призывников и военнообязанных регламентирован также Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662, и Инструкцией о порядке организации и проведения учетно-призывной работы в военных комиссариатах, утвержденной постановлением Минобороны Республики Беларусь от 11.04.2011 № 12.
Исчисление среднего заработка
Средний заработок по месту работы рассчитывается в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47 (далее – Инструкция).
Среднедневной (среднечасовой) заработок для расчета среднего заработка, сохраняемого за время выполнения государственных и общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством, определяют делением заработной платы, фактически начисленной за принятый для исчисления период, на фактически проработанные в течение этого периода дни (часы) (п. 21 Инструкции).
Если работник в периоде, принятом для исчисления среднего заработка, в соответствии с законодательством часть дней (часов) фактически не работал (находился в отпуске с сохранением или без сохранения заработка, болел, выполнял государственные или общественные обязанности, в иных случаях, когда за ним сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Республики Беларусь) или работал, но получал неполную оплату, то при исчислении среднего заработка указанные дни (часы), а также выплаченные за эти периоды суммы не учитываются (п. 24 Инструкции).
Необходимые документы
Для предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций работник обязан представить нанимателю повестку установленного образца, в которой сделаны соответствующие отметки.
При вызове граждан в военкомат оформляется повестка (направление) установленного образца, в которой делается отметка о времени пребывания по вызову. На основании этого документа гражданин освобождается от работы и ему предоставляются гарантии, предусмотренные ст. 340 ТК.
За нарушение ведения воинского учета предусмотрена ответственность
За нарушение гражданами обязанностей по воинскому учету, а также должностным лицом обязанностей по воинскому учету или воспрепятствование выполнению гражданами обязанностей по воинскому учету установлена ответственность. Указанные нарушения относятся к административным согласно ст. 25.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и влекут наложение штрафа:
– на гражданина – в размере от 2 до 3 базовых величин;
– на должностное лицо – от 4 до 5 базовых величин.