В настоящее время допустимо формирование тарифной ставки (оклада) как с учетом, так и без учета Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее – ЕТС). При этом соблюдение норм Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29 (далее – Декрет № 29) обязательно в любом случае.
Из письма в редакцию:
"В нашей организации при установлении тарифных ставок (окладов) применяют следующие повышения:
– на 50 % – стимулирующая мера для работников, с которыми заключен контракт (подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29);
– на 15 % – за высокопроизводительный, высококачественный труд (п. 2 постановления № 1748).
Правомерны ли такие действия?"
В Вашей ситуации допущено нарушение, так как общий размер повышения тарифной ставки (оклада) работника составил 65 %, а он не должен превышать 50 %.
А теперь попробуем обосновать такие выводы.
Определяем размер тарифной ставки (оклада)
Размер тарифной ставки (оклада) может быть определен 2 способами. При первом способе формирование ее может быть осуществлено с учетом ЕТС, при втором – без учета ЕТС. Такое право предоставлено коммерческим организациям Указом Президента РБ от 10.05.2011 № 181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда" (далее – Указ № 181).
Справочно: коммерческие организации и индивидуальные предприниматели при введении новых условий оплаты труда работников, в т.ч. без применения ЕТС, обязаны обеспечить:
– недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения;
– установление гибких условий оплаты труда;
– соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде (подп. 2.1 п. 2 Указа № 181).
Формирование тарифной ставки (оклада) без учета ЕТС может быть осуществлено:
– на основе тарифной сетки, определенной тарифным (местным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации (далее – ТС);
– без применения ТС (ЕТС) (п. 8 Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67).
Применяем повышения к тарифным ставкам (окладам)
К сформированным тарифным ставкам (окладам) можно применить повышения по различным основаниям, которые в конечном итоге образуют размер тарифной ставки (оклада) работника. Для работников различных типов организаций основания повышений могут быть разные. Однако законодательством предусмотрено обязательноеповышение, которое является общим для работников всех организаций, с которыми заключены контракты.
Справочно: контракт, заключенный с работником, должен предусматривать дополнительные меры стимулирования труда, в т.ч.:
– предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней;
– повышение тарифной ставки (не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством) (подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29).
Так, контракт, заключенный с работником, должен предусматривать повышение тарифной ставки (оклада) не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством.
Таким образом, в Вашей организации при заключении с работником контракта необходимо устанавливать повышение его тарифной ставки (контракта) в качестве дополнительной меры стимулирования труда (до 50 % включительно). Минимальными размерами указанное повышение не ограничено. В некоторых случаях по данному основанию оно может быть установлено в размере 0,5 %, т.е. чисто символически.
Пример
С работником организации заключен контракт, в котором предусмотрено повышение тарифной ставки (оклада) работника на 40 %. Тарифная ставка (оклад) работника – 950 000 руб. Следовательно, тарифная ставка (оклад) работника с учетом повышения, обусловленного заключением контракта, составит 1 330 000 руб. (950 000 + (950 000 × 0,4)).
А теперь обратим внимание на п. 2 постановления Совета Министров РБ от 09.11.1999 № 1748 "О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда" (далее – постановление № 1748). В нем прописано, что в соответствии с Декретом № 29 при заключении контракта с работником повышение тарифной ставки следует предусматривать в связи с высокопроизводительным и качественным трудом в размере до 25 %.
Значит, вышеуказанная норма постановления № 1748 выделяет в качестве одного из оснований повышения тарифной ставки (оклада) высокопроизводительный и качественный труд, тем самым конкретизируя подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29. Постановление № 1748 в данном случае не добавляет нового основания для повышения тарифной ставки (оклада) при заключении контракта.
Таким образом, в организации допущено нарушение. Общий размер повышения тарифной ставки (оклада) как стимулирующей меры для работника не должен превышать 50 %.
Вам следует пересмотреть порядок оплаты труда и при этом обратить внимание на п. 4 постановления № 1748, который поможет избежать понижения величины заработной платы.
Справочно: в целях усиления прямой зависимости заработной платы работников от конечных результатов работы того участка производства, на котором трудится конкретный работник, организациям рекомендовано принять меры по совершенствованию оплаты труда:
– рабочих-сдельщиков – на основе введения прогрессивно возрастающих до 10 % расценок за увеличение производства продукции;
– рабочих-повременщиков – на основе повышения до 10 % тарифной ставки присвоенного разряда;
– руководителей, специалистов и служащих – на основе повышения до 7 % должностных окладов.
Введение прогрессивно возрастающих расценок и повышенных ставок и окладов до указанных размеров повышения осуществляется при условии фактического улучшения эффективности хозяйствования и зарабатывания средств на эти цели соответствующим участком производства (п. 4 постановления № 1748).
Надеюсь, мы разобрались с Вашей ситуацией. А при всей кажущейся свободе в оплате труда все-таки лучше внимательно читать и анализировать нормы законодательных, нормативных актов, которые касаются всех без исключения организаций.