В 2016 г. изменился порядок начислений взносов в ФСЗН для иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на территории Республики Беларусь по трудовым договорам. Настоящая статья поможет бухгалтерам проверить расчеты с работниками-иностранцами за прошлые годы и избежать ошибок в текущем году.
Из письма в редакцию:
«В нашей организации работают иностранцы. В прошлом году произошли изменения в порядке начисления взносов в Фонд социальной защиты населения для граждан Российской Федерации. Изменился ли этот порядок в 2016 г.? Ранее требовалось заявление от работников для начисления взносов. Предусмотрено ли это сейчас?
С уважением,
бухгалтер Виктория Дмитриевна»
Уважаемая Виктория Дмитриевна, в 2016 г. ситуация с начислениями взносов в ФСЗН для иностранцев изменилась коренным образом. Если ответить на Ваш вопрос кратко, то надо сказать, что в 2016 г. надо начислять взносы в ФСЗН в размере 35 % (26 % + 8 % + 1 %) для всех работающих, независимо от того, резидентом какого государства является работник. Давайте рассмотрим сложившуюся ситуацию подробнее.
Плательщики, объект и размеры обязательных страховых взносов в Республике Беларусь установлены Законом Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закон № 138-XIII). Страховые взносы включают в себя взносы на пенсионное и социальное страхование. Взносы на социальное страхование работодатель уплачивает в размере 6 % (часть вторая ст. 3 Закона № 138-XIII). Взносы на пенсионное страхование уплачивают работодатель в размере 28 % и работник в размере 1 % (ст. 3 Закона № 138-XIII). Плательщиками обязательных страховых взносов в бюджет фонда, в частности, являются работодатели и работающие граждане (ст. 1 Закона № 138-XIII).
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в бюджет фонда являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в бюджет фонда, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, но не выше 5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона № 138-XIII, подп. 1.5 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 08.12.2014 № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения»).
До 2015 г. акцент был сделан на слове «гражданин». Иностранным гражданам и лицам без гражданства, работающим в Республике Беларусь, предоставлялось право участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию (ст. 7 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования»). Иностранный гражданин подавал заявление работодателю, в котором высказывал свое желание участвовать в системе государственного социального страхования (п. 6 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40). В этом случае выплаты, начисленные в пользу иностранного гражданина, учитывались в качестве объекта для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН с момента подачи им заявления. Данное обстоятельство могло быть закреплено в трудовом договоре. При этом иностранные граждане и лица без гражданства могли указать в заявлении степень своего участия в государственном социальном страховании: полностью или частично. Другими словами, для работника-иностранца государственное социальное страхование является добровольным.
При отсутствии заявления заработная плата иностранного гражданина в объект для начисления обязательных страховых взносов не включалась, обязательные страховые взносы не уплачивались и право на выплаты по государственному социальному страхованию иностранный гражданин в таком случае не имел.
Пример 1
Начисление взносов в ФСЗН на выплаты работникам-иностранцам в 2014 г.
В организации работают иностранцы: Г. Карпускис – гражданин Литвы, О.О. Калинин – гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане не обращались с заявлениями к нанимателю о желании пользоваться действующей в Республике Беларусь системой государственного социального страхования.
Записи в бухгалтерском учете организации приведены в табл. 1:
1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в г. Астане 29.05.2014 (далее – Договор), предусматривающий, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств – членов Евразийского союза и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 Договора).
Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов их семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также отдельным международным договором между государствами-членами.
Учитывая изложенное, уплата обязательных страховых взносов (далее – взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) на социальное страхование (6 %) за граждан Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Армения, работающих в Республике Беларусь по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов (далее – осуществляющие трудовую деятельность), производилась в 2015 г. плательщиком взносов в обязательном порядке (изъявление желания работников об участии в системе государственного социального страхования не требуется).
Граждане Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Армения, осуществляющие трудовую деятельность в Республике Беларусь, за которых уплачивались взносы в бюджет фонда, имели право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, независимо от статуса их проживания на территории Республики Беларусь (временно пребывающие, временно или постоянно проживающие), на тех же условиях, в тех же размерах и в том же порядке, что и граждане Республики Беларусь.
При назначении и выплате указанных пособий применялись нормы законодательства Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569, и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы государственного социального страхования).
Размер обязательных страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) для работодателей, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы (кроме граждан, работающих за пределами Республики Беларусь), БРУСП «Белгосстрах» (за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности) составляет 6 %.
Таким образом, поскольку за граждан государств-членов уплачивались согласно Договору только взносы на социальное страхование, белорусская организация должна была в 2015 г. за гражданина Российской Федерации начислять и уплачивать взносы в бюджет фонда в размере только 6 %.
Взносы на пенсионное страхование не начислялись.
Взносы в размере 1 % за счет средств самого гражданина также не начислялись.
Пример 2
Начисление взносов в ФСЗН на выплаты работникам-иностранцам в 2015 г.
В организации работают иностранцы: Г. Карпускис – гражданин Литвы, О.О. Калинин – гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане не обращались с заявлениями к нанимателю о желании пользоваться действующей в Республике Беларусь системой государственного социального страхования.
Записи в бухгалтерском учете организации будут следующие (см. табл. 2):
С 1 января 2016 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 534 «О вопросах социального обеспечения», согласно которому обязательному государственному социальному страхованию подлежат иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Республике Беларусь по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которого являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, или являющиеся индивидуальными предпринимателями (подп. 1.3 п. 1). Соответственно работодатели за указанных лиц обязаны уплачивать взносы по государственному социальному страхованию (далее – взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) в порядке, определяемом законодательством.
Пример 3
Начисление взносов в ФСЗН на выплаты работникам-иностранцам в 2016 г.
В организации работают иностранцы: Г. Карпускис – гражданин Литвы, О.О. Калинин – гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане не обращались с заявлениями к нанимателю о желании пользоваться действующей в Республике Беларусь системой государственного социального страхования.
Записи в бухучете будут следующие (см. табл. 3):
Таким образом, как видите, в последнее время порядок начисления взносов в ФСЗН для работников-иностранцев менялся дважды. Будьте внимательны и учитывайте все нюансы. Надеюсь, порядок начисления взносов в ФСЗН на выплаты работникам-иностранцам для Вас стал понятнее.