Из письма в редакцию:
«В нашей организации с мая 2015 г. работает гражданка Российской Федерации. В 2015 г. взносы в ФСЗН исчислялись и уплачивались в размере 6 %, с 1 января 2016 г. – в размере 35 %. Женщина представила листок нетрудоспособности по беременности и родам, выданный с 15 мая по 17 сентября 2017 г.
Имеет ли она право на пособие по беременности и родам? В каком размере оно назначается?
В ближайшее время планируется прием на работу менеджеров – граждан Украины.
Обязана ли организация с суммы зарплаты, начисленной таким работникам, исчислять подоходный налог?
С уважением, бухгалтер Евгения Николаевна».
Уважаемая Евгения Николаевна, хочу сразу ответить на вопрос, касающийся права на пособие по беременности и родам работнице-иностранке. Такое право есть. Рассмотрим подробнее интересующие вас вопросы.
Категории иностранцев, работающих на территории Беларуси
В зависимости от режима пребывания и оснований осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, проживающих на территории Беларуси, можно разделить на 2 категории:
– иностранцы, постоянно проживающие на территории Беларуси;
– иностранцы, не имеющие разрешений на постоянное проживание в Беларуси, въехавшие в республику для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь (абз. 11 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции»; далее – Закон № 225-З).
Особенность трудовой деятельности трудящихся-иммигрантов на территории Республики Беларусь: они могут работать только при условии наличия у нанимателя разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в предусмотренных законодательством случаях, специального разрешения на занятие трудовой деятельностью и заключения трудового договора (часть вторая ст. 23, часть первая ст. 26, ст. 29 Закона № 225-З).
Право на государственные пособия семьям
Право на государственные пособия семьям, воспитывающим детей, в т.ч. пособие по беременности и родам, имеют временно проживающие в Республике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»; далее – Закон № 7-З).
Пособие по беременности и родам женщинам, работающим на основе трудовых договоров (контрактов), назначается за каждый календарный день периода освобождения от работы согласно листку нетрудоспособности в размере 100 % среднедневного заработка. Такой заработок определяется в установленном порядке за 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие по беременности и родам (п. 16 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569; далее – Положение № 569).
Пособие по беременности и родам женщинам, за которых обязательные страховые взносы на социальное страхование уплачивались менее чем за 6 месяцев до возникновения права на такое пособие, устанавливается в минимальном размере (ст. 9 Закона № 7-З). Минимальный размер пособия по беременности и родам в месяц устанавливается в размере 50 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Советом Министров Республики Беларусь, за 2 последних квартала относительно каждого месяца отпуска по беременности и родам.
Таким образом, работница-иностранка Вашей организации вправе получить пособие по беременности и родам. Размер пособия рассчитывается в соответствии с п. 25 Положения № 569 (в размере 100 % среднедневного заработка).
Взносы в ФСЗН
Обязательные страховые взносы за иностранных работников наниматель, предоставляющий работу по трудовым договорам, уплачивает в сроки, установленные п. 4 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (далее – Положение № 40).
При этом нанимателю не требуется получать заявление от работающих иностранных граждан об уплате обязательных страховых взносов (п. 6 Положения № 40). Такое положение действует с 1 января 2016 г.
В 2015 г. иностранцам, работающим в Беларуси, предоставлялось право участвовать в государственном социальном страховании только после подачи заявления о своем желании. Исключение составили граждане государств – членов ЕАЭС, по которым взносы на социальное страхование в размере 6 % наниматели начисляли в обязательном порядке.
До 2015 г. взносы в ФСЗН начислялись и уплачивались только по заявлению работников-иностранцев, в т.ч. и граждан государств – членов ЕАЭС.
Взносы в Белгосстрах
Условием начисления взносов в Белгосстрах является страхование иностранца от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Если иностранец постоянно или временно проживает в Беларуси и работает по найму, то страховые взносы в Белгосстрах начисляются и уплачиваются в общем порядке. Если иностранец относится к категории «временно пребывающий», он не подлежит страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и взносы в Белгосстрах за него не уплачиваются (часть первая п. 271, п. 272 Положения по страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530; п. 2 Положения о порядке оплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297).
Такой порядок применяется ко всем иностранцам, в т.ч. к гражданам государств – членов ЕАЭС (п. 3 ст. 98, абз. 9 п. 5 ст. 96 Договора о Евразийском экономическом союзе; далее – Договор о ЕАЭС).
Подоходный налог
Плательщиками подоходного налога признаются физические лица. К физическим лицам в т.ч. относятся граждане иностранного государства (ст. 152, подп. 6.2 п. 6 ст. 13 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
Доходы плательщиков от источников в Беларуси признаются объектом обложения подоходным налогом (п. 1 ст. 153 НК). К таким доходам в т.ч. относятся вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), получаемые плательщиками от белорусских организаций независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности или откуда производились выплаты этих вознаграждений (подп. 1.6 п. 1 ст. 154 НК).
Организации, являющиеся источником выплаты доходов физическим лицам, признаются налоговыми агентами. Они обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет подоходный налог с суммы таких доходов (п. 1 ст. 175 НК).
Таким образом, подоходный налог с зарплаты работников-иностранцев белорусские организации рассчитывают в одном порядке.
Иностранные работники, как и белорусские, имеют право на налоговые вычеты. Документы, являющиеся основанием для вычетов, могут быть составлены на иностранном языке, что требует удостоверенного перевода.
Для доходов, облагаемых по ставкам 13 %, 9 %, налоговая база определяется за каждый календарный месяц как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
При наличии оснований плательщику могут быть предоставлены:
– стандартные налоговые вычеты (п. 3 ст. 164 НК);
– социальные налоговые вычеты (п. 2 ст. 165 НК);
– имущественные налоговые вычеты (пп. 2, 3 ст. 166 НК);
– профессиональный налоговый вычет (подп. 1.3 п. 1 ст. 168 НК).
Пример
Иностранный гражданин не имеет права на стандартный налоговый вычет на ребенка до 18 лет при отсутствии перевода свидетельства о рождении
В организацию принят на работу по трудовому договору иностранный гражданин. Для получения стандартного налогового вычета он представил в организацию свидетельство о рождении ребенка в возрасте до 18 лет, выписанное на иностранном языке. Данная организация является для гражданина местом основной работы.
Организация не вправе предоставить работнику стандартный налоговый вычет на одного ребенка до 18 лет.
При определении размера налоговой базы плательщикам, имеющим одного ребенка до 18 лет, предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 27 руб. в месяц. Указанный вычет предоставляет наниматель по месту основной работы (службы, учебы) плательщика на основании документов, подтверждающих его право на вычет. Основанием для предоставления стандартного налогового вычета на ребенка до 18 лет являются, в частности, имеющиеся у налогового агента сведения о наличии у плательщика ребенка, а при отсутствии таких сведений – копия свидетельства о рождении ребенка (подп. 1.2 п. 1, часть первая п. 3, абз. 2 п. 4 ст. 164 НК).
Документы, представляемые в налоговые органы либо налоговому агенту, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на белорусский или русский язык (подп. 1.10 п. 1 ст. 22 НК). Верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, либо перевод должен быть заверен Белорусской торгово-промышленной палатой (ее унитарным предприятием, его представительством или филиалом).
Таким образом, гражданин вправе получить стандартный налоговый вычет на ребенка в возрасте до 18 лет, если представит оригинал свидетельства о рождении ребенка вместе с заверенным в установленном порядке переводом данного документа на русский или белорусский язык.
Отмечу, что Республика Беларусь признает принципы международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства: если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными белорусскими законодательными актами, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (пп. 1, 2 ст. 5 НК).
В отношении налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) государств – членов ЕАЭС необходимо учитывать положения Договора о ЕАЭС. Доходы налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) государств – членов ЕАЭС в связи с работой по найму этих граждан в Беларуси облагаются по ставкам, установленным в отношении таких доходов налоговым резидентам Республики Беларусь (ст. 73 Договора о ЕАЭС, ст. 173 НК).
При получении доходов гражданами Украины на территории Беларуси необходимо учитывать нормы Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения и предупреждении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество, подписанного 24.12.1993 в г. Ашгабаде и ратифицированного постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 17.10.1994 № 3313-XII (далее – Соглашение с Украиной).
Исходя из Соглашения с Украиной, если резидент Украины работает по найму на территории Беларуси в белорусской организации в должности менеджера, то тогда его доход от выполнения этой работы облагается подоходным налогом в Беларуси. Подтверждать резидентство в данном случае не нужно, так как независимо от его наличия налог исчисляется по белорусским правилам.
Напомню, что налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь гражданам (подданным) иностранных государств, лицам без гражданства (подданства) (п. 11 ст. 175 НК). Указанные сведения представляются ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом, на магнитных носителях в порядке и по форме, утвержденным постановлением МНС Республики Беларусь от 31.12.2010 № 100 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц».
В заключение отмечу, что необходимо соблюдать порядок приема на работу иностранцев. Прием на работу иностранцев без специального разрешения влечет административную ответственность нанимателей Республики Беларусь (ч. 4 и 5 ст. 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Так, использование иностранного гражданина или лица без гражданства для осуществления трудовой, предпринимательской или иной деятельности с нарушением установленного порядка влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, а за данные деяния, совершенные повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – наложение штрафа в размере до 30 базовых величин.
При этом помните, что не нужно получать специальные разрешения при трудоустройстве беженцев, работников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств и др. (часть вторая ст. 2 Закона № 225-З), а также руководителя представительства – иностранного гражданина.
Надеюсь, что смогла ответить на Ваши вопросы.
Искренне Ваша, Ольга Павловна