Годовая инвентаризация – действие в бухгалтерском учете обязательное (ст. 13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»). В ходе такой инвентаризации следует проверить и документально подтвердить наличие и состояние обязательств в зарплатных расчетах, с бюджетом, ФСЗН и Белгосстрахом по налогам, отчислениям и платежам.
К проверяемым вопросам относятся:
а) в части зарплатных расчетов:
– наличие сумм заработной платы, не выплаченной по ряду причин в срок и недепонированной;
– выявление сумм депонентской задолженности с истекшим сроком исковой давности;
– состояние резерва на оплату отпусков;
– округление выплат по заработной плате;
б) в части зарплатных налогов:
– правильность исчисления налоговой базы;
– достоверность применения ставок налогов и платежей;
– обоснованность применения льгот, в т.ч. по подоходному налогу;
– полноту и своевременность уплаты платежей в бюджет и соответствующих отчислений в ФСЗН и Белгосстрах;
– достоверность составления бухгалтерских корреспонденций по начислению и уплате налогов и сборов, расчетов с работниками по заработной плате;
– порядок составления и своевременного представления форм отчетности по назначению.
Зарплату не выплатили и не депонировали: последствия для организации
В большинстве случаев заработная плата работникам перечисляется на личные счета в банке. В таком случае необходимость в депонировании сумм отсутствует.
Заработная плата должна выплачиваться регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, но не реже 2 раз в месяц (ст. 73 Трудового кодекса Республики Беларусь). В ходе инвентаризации важно обратить внимание не только на наличие сумм зарплаты, не выплаченных работникам в срок из-за неявки, но и на задолженность, возникшую по вине нанимателя. В сумму такой задолженности включают невыплаченную заработную плату как основного персонала организации, так и внутренних и внешних совместителей. Ее размер определяют как общую сумму заработной платы, причитающейся работнику за фактически выполненный объем работ или отработанное время в предыдущем месяце.
Важно! 1. Наниматели, имеющие просроченную задолженность по заработной плате на конец отчетного периода, с 1-го числа месяца, следующего за отчетным, применяют тарифную ставку 1-го разряда для расчетов должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих в размере, не превышающем величины тарифной ставки 1-го разряда, установленной Правительством Республики Беларусь, до ликвидации этой просроченной задолженности (подп. 1.3 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы»).
2. Руководителям организаций независимо от формы собственности не начисляются и не выплачиваются все виды премий, бонусов и вознаграждений при наличии задолженности по выплате заработной платы (подп. 2.5 п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности»).
3. Субъекты хозяйствования всех форм собственности, имеющие задолженность по заработной плате и (или) обязательным страховым взносам в ФСЗН, не могут повышать тарифные ставки, должностные оклады, действующие размеры премий, надбавок и доплат в период до погашения задолженности (п. 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1998 № 1972 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики»).
Сальдо по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» говорит:
– о наличии сумм, подлежащих выплате по установленному сроку;
– просроченной задолженности по выплате заработной платы;
– ошибочно не депонированной сумме заработной платы;
– числящейся сумме округлений по заработной плате.
Не выплаченные в срок суммы заработной платы должны быть депонированы (п. 16 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107). Расчеты по депонированным суммам отражаются на субсчете 76-5 «Расчеты по депонированным суммам», т.е в учете на депонированные суммы составляется корреспонденция:
Д-т 70 – К-т 76-5.
При инвентаризации расчетов по оплате труда важно выявить суммы депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности. Напомним, что общий срок исковой давности составляет 3 года (ст. 197 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Списание сумм кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности следует производить записью:
Д-т 76-5 – К-т 90-7.
Почему важно проверить состояние резерва на оплату отпусков?
Если в организации согласно ее учетной политике создается резерв на оплату отпусков, то необходимо учитывать, что сумма такого резерва относится к инвентаризируемым обязательствам организации (п. 2 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180; далее – Инструкция № 180).
В ходе проведения инвентаризации важ-но обратить внимание на следующее:
1) соблюдение предусмотренного в организации варианта создания резерва.
Суммы создаваемых резервов на оплату отпусков отражаются по дебету счетов 08 «Вложения в долгосрочные активы», 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» и других счетов и кредиту сче-та 96 «Резервы предстоящих платежей».
Если суммы оплаты отпусков работников, начисленные за счет созданного резерва, отражаются по дебету счета 96, то и суммы обязательных страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах, должны отражаться по дебету этого счета;
2) соблюдение требований налогового законодательства.
В Налоговом кодексе Республики Беларусь (далее – НК) установлено, что отдельные виды затрат могут отражаться путем создания резервов предстоящих расходов в порядке, установленном законодательством, а расходы, произведенные за счет средств этих резервов, при налогообложении не учитываются (подп. 2.5 п. 2 ст. 130, подп. 1.19 п. 1 ст. 131 НК).
Важно! В настоящее время порядок создания резервов на оплату основных отпусков законодательством не установлен.
В связи с этим возникает вопрос: включается ли сумма резерва предстоящих расходов на оплату основных трудовых отпусков в затраты при налогообложении прибыли?
Специалисты налоговых органов считают, что отчисления в резерв предстоящей оплаты основных трудовых отпусков учитываются при исчислении налога на прибыль;
3) определиться с допущением переноса сумм резерва предстоящей оплаты отпусков на следующий год.
Сумма резерва пересматривается на каждую отчетную дату и корректируется для отражения наилучшей оценки. Если более не существует вероятности того, что выбытие активов потребуется для исполнения обязательства, то резерв восстанавливается (п. 17 Инструкции по бухгалтерскому учету «Резервы, условные обязательства и условные активы», утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 28.12.2005 № 168). Полагаем, что если учетной политикой организации на следующий год предусмотрено создание такого резерва и работники не использовали положенные им дни отпуска, то перенос суммы резерва допускается.
Как провести инвентаризацию расчетов с бюджетом и по страхованию?
Все налогоплательщики обязаны сверить расчеты с бюджетом, ФСЗН и Белгосстрахом в порядке инвентаризации расчетов и обязательств.
Сверка расчетов с бюджетом предполагает сравнение данных налогоплательщика с данными, отраженными по соответствующему лицевому счету в налоговой инспекции, о суммах задолженностей или переплат по налогам и сборам (в т.ч. пеней и штрафов). Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с ФСЗН, Белгосстрахом также должны быть сверены и согласованы.
Напомним, что с данными форм годовой бухгалтерской отчетности должна быть увязана информация, касающаяся расчетов:
– по уплате налогов и отражаемая в выписке из данных учета инспекции МНС об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней (приложение 18 к постановлению МНС Республики Беларусь от 26.04.2013 № 14; далее – постановление № 14);
– по уплате страховых взносов, отражаемая:
в отчетах по формам 4-фонд и 4-платежи. Обе эти формы утверждены постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.11.2015 № 120;
в отчете о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2017 № 538.
Для сверки расчетов с бюджетом организация обращается с письменным заявлением в налоговый орган по месту постановки на учет за получением выписки из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней (подп. 1.3, 1.18 п. 1 постановления № 14). С внедрением системы электронного декларирования с помощью программного обеспечения налогоплательщики могут сверить имеющиеся декларации по налогам и сборам на рабочем компьютере с декларациями, переданными на Портал МНС, и восстановить утерянные.
При инвентаризации расчетов по взносам по обязательному социальному страхованию проводятся сверка данных бухучета с данными отчетности по страхованию, а также проверка перечисленных сумм (страховых взносов, пеней) (п. 66 Инструкции № 180). Фактически такая инвентаризация происходит ежеквартально при представлении организацией форм отчетности.
Если плательщик после представления отчета по форме 4-фонд обнаружил ошибку в начислении обязательных страховых взносов в ФСЗН за прошлый отчетный период, то суммы ее корректировки надо отразить в отчете по форме 4-фонд за тот период, в котором эта ошибка исправлена. Уточненный отчет по форме 4-фонд за отчетный период после истечения срока его представления не представляют.
Если за отчетный период отчет по фор-ме 4-фонд сдан, но до наступления окончательного срока его представления (20-е число после отчетного периода) обнаружена ошибка за этот период, то она исправляется путем представления откорректированного отчета за этот же период.
Инвентаризацию расчетов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проводят в порядке, аналогичном инвентаризации расчетов по обязательному социальному страхованию.
Важно! По расчетам с бюджетом, ФСЗН и Белгосстрахом акты сверки расчетов не составляются.