Ситуация
С работником предприятия 10 марта 2011 г. произошел несчастный случай на производстве. Временная нетрудоспособность длилась более 3 месяцев (с 10 марта по 24 июня 2011 г.). По окончании периода временной нетрудоспособности заключением МРЭК ему установлена стойкая утрата профессиональной трудоспособности в размере 15 % сроком на 1 год с последующим переосвидетельствованием через 1 год без установления инвалидности.
За период временной нетрудоспособности (с 10 марта по 24 июня 2011 г.) работнику выплачено пособие по временной нетрудоспособности за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В сентябре 2011 г. у работника произошло обострение травмы, полученной вследствие несчастного случая на производстве, и он находился на стационарном лечении.
Период нетрудоспособности в связи с обострением травмы длился со 2 сентября по 28 октября 2011 г. и составил 57 календарных дней подряд, а в совокупности с первоначальным – 164 календарных дня.
По нормам п. 25 Положения № 1290* в случаях утраты трудоспособности в связи с заболеванием или травмой, не связанных с инвалидностью, пособие по временной нетрудоспособности назначается в соответствии с п. 9 данного Положения.
___________________
* Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290 (далее – Положение № 1290).
Записи о решении медико-реабилитационной экспертной комиссии о продлении лечения листок нетрудоспособности не содержит.
За какой период следует назначить пособие по временной нетрудоспособности в таком случае?
Разберемся с этим вопросом.
Пунктом 25 Положения № 1290, который упоминается в содержании вопроса, предусмотрено ограничение периода назначения пособия в случае обострения заболевания или травмы, по которым установлена инвалидность.
Так, пособие по временной нетрудоспособности в случае обострения заболевания или травмы, по которым установлена инвалидность, назначается на период временной нетрудоспособности в связи с указанным обострением, но не более чем на 60 календарных дней подряд или не более чем на 90 календарных дней с перерывами в календарном году (часть первая п. 25 Положения № 1290).
Как правильно сказано в вопросе, при утрате трудоспособности в связи с заболеванием или травмой, не связанными с инвалидностью, пособие по временной нетрудоспособности назначается в соответствии с п. 9 Положения № 1290.
Применительно к рассматриваемой ситуации п. 9 Положения № 1290 предусмотрено, что пособия по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой назначают на период с первого дня утраты трудоспособности до дня ее восстановления или установления инвалидности, но не более чем на 120 календарных дней подряд либо не более чем на 150 календарных дней с перерывами за последние 12 месяцев при повторных случаях временной нетрудоспособности в связи с одним либо родственными заболеваниями или травмой.
Пособия по временной нетрудоспособности на более длительные периоды назначают на основании решения медико-реабилитационной экспертной комиссии о продлении лечения.
Действительно, если обращаться к нормам, предусмотренным Положением № 1290, в приведенной ситуации следовало бы применить часть третью п. 25 и руководствоваться частью первой п. 9 Положения № 1290. Это вызвано тем, что стойкая утрата профессиональной трудоспособности установлена работнику без установления инвалидности, а сама стойкая утрата профессиональной трудоспособности не тождественна инвалидности. Поэтому вполне логично было бы применить общие нормы, определяющие период назначения пособия, а также ограничения данного периода (п. 9 Положения № 1290). Более того, отсутствие в листке нетрудоспособности записи о решении медико-реабилитационной экспертной комиссии о продлении лечения как раз и направляет на применение ограничения, предусмотренного частью первой п. 9 Положения № 1290 (не более чем на 150 календарных дней с перерывами за последние 12 месяцев).
Положение № 1290 применить нельзя
Однако в рассматриваемой ситуации ни одно из указанных ограничений (ни предусмотренное частью первой п. 25 Положения № 1290, ни предусмотренное частью первой п. 9 Положения № 1290) к пособиям по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой, обусловленными несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, не может быть применено. Дело в том, что пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве не относят к числу пособий, порядок обеспечения которыми регулирует Положение № 1290.
Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве является одним из видов страховых выплат, обеспечиваемых по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Порядок и условия проведения обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний урегулированы нормами одноименной гл. 14 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 "О страховой деятельности" (далее – Положение № 530).
Пособие следует назначать за весь период временной нетрудоспособности
Пособие по временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем страхователь назначает и выплачивает за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, а также при обострении заболеваний, связанных с последствиями несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний после его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, в размере 100 % его среднедневного (среднечасового) заработка, исчисляемого и выплачиваемого в соответствии с законодательством о пособиях по временной нетрудоспособности, за рабочие дни (часы) по графику работы застрахованного (п. 268 Положения № 530).
Как видим, в п. 268 Положения № 530 период назначения пособия определен достаточно четко: за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления.
Кроме того, предусмотрена выплата пособия также при обострении заболеваний, связанных с последствиями несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний после выздоровления застрахованного лица или установления ему стойкой утраты профессиональной трудоспособности без каких-либо дополнительных оговорок.
Иных норм, прямо регулирующих порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, ни Положение № 530, ни какой-либо иной акт законодательства на сегодняшний день не содержат.
Что касается Положения № 1290, которое традиционно применяется при назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, то оно не распространяет свое действие на пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием и регулирует лишь порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, установленными Законом РБ от 31.01.1995 № 3563-XII "Об основах государственного социального страхования". На это прямо указано также в п. 1 Положения № 1290.
В п. 268 Положения № 530 (акта законодательства более высокой юридической силы) предусмотрено, что Положение № 1290 следует применять в качестве источника правового регулирования только лишь отдельных аспектов обеспечения рассматриваемыми пособиями, а именно порядка расчета среднедневного (среднечасового) заработка для исчисления суммы пособия, а также порядка его выплаты.
Нормы Положения № 1290 могут быть использованы в порядке применения института аналогии закона
Другие аспекты обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (порядок назначения, условия назначения, размеры пособий, определение оплачиваемого периода) могут быть урегулированы соответствующими нормами Положения № 1290 только в порядке применения института аналогии закона (ст. 72 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" (далее – Закон)).
Таким образом, ограничение периода назначения пособия в случае обострения заболевания или травмы, по которым установлена инвалидность, 60 календарными днями подряд или не более чем 90 календарными днями с перерывами в календарном году, предусмотренное частью первой п. 25 Положения № 1290, не может быть применено при назначении пособия по временной нетрудоспособности в связи с обострением заболевания, связанного с последствиями несчастного случая на производстве, ни прямо (п. 1 Положения № 1290), ни по аналогии (часть третья ст. 72 Закона).
Пособие должно быть назначено за весь период временной нетрудоспособности
Следовательно, в рассматриваемой ситуации пособие должно быть назначено за весь период временной нетрудоспособности застрахованного лица, обусловленной обострением заболевания, связанного с последствиями несчастного случая на производстве, т.е. за каждый из рабочих дней (часов) по графику его работы, относящихся к периоду его временной нетрудоспособности совокупной продолжительностью 164 календарных дня.
Отсутствие в листке нетрудоспособности записи о решении медико-реабилитационной экспертной комиссии о продлении лечения является нарушением действующего порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности.
Для обоснования такого вывода обратимся к п. 22 Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Минздрава и Минтруда и соцзащиты РБ от 09.07.2002 № 52/97. В нем предусмотрено, что листок нетрудоспособности выдается на весь период временной нетрудоспособности до ее восстановления или установления инвалидности, но не более чем на 120 календарных дней непрерывно по одному или разным заболеваниям (травмам) либо не более чем на 150 календарных дней с перерывами за последние 12 месяцев при повторных случаях временной нетрудоспособности вследствие одного либо этиологически связанных заболеваний. При этом выдача (продление) листка нетрудоспособности на более длительный период временной нетрудоспособности производится по решению ВКК организации здравоохранения на основании решения МРЭК о продлении временной нетрудоспособности.