Как известно, многие виды доходов граждан в тех или иных случаях индексируются (в связи с инфляцией и при несвоевременной выплате). Одним из видов доходов граждан может служить пособие по временной нетрудоспособности, выплачиваемое за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Порядок индексации указанных пособий автор рассматривает в настоящей статье в виде ответов на вопросы.
1. Индексируется ли с учетом инфляции пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием?
Не индексируется.
Многие читатели могут усомниться в реальности такого вопроса, поскольку п. 43 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290 (далее – Положение № 1290), прямо предусмотрено, что индексация пособий с учетом инфляции не производится.
Однако указанное ограничение на пособия по временной нетрудоспособности, назначаемые в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями, не распространяется по следующим причинам.
Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием является одним из видов страховых выплат, обеспечиваемых по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Порядок и условия его назначения урегулированы нормами Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 "О страховой деятельности" (далее – Положение № 530 и Указ № 530 соответственно).
Пособие по временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем (несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) страхователь назначает и выплачивает за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, а также при обострении заболеваний, связанных с последствиями несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний после его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, в размере 100 % его среднедневного (среднечасового) заработка, исчисляемого и выплачиваемого в соответствии с законодательством о пособиях по временной нетрудоспособности, за рабочие дни (часы) по графику работы застрахованного (п. 268 Положения № 530).
Пример 1*
__________________________
* Здесь и далее примеры составлены редакцией.
В связи с несчастным случаем на производстве работнику начислено пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 % его среднедневного заработка за 5 рабочих дней в сумме 650 000 руб. В бухгалтерском учете будет иметь место следующая запись:
Д-т 76-2 – К-т 70
– начислено пособие по временной нетрудоспособности.
Какие-либо иные нормы, регулирующие порядок обеспечения рассматриваемыми пособиями, ни Положение № 530, ни какой-либо иной специальный акт законодательства, регулирующий вопросы осуществления обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не содержат.
Положение № 1290 не распространяет свое действие на отношения по обеспечению пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями и регулирует лишь порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, установленными Законом РБ "Об основах государственного социального страхования" и финансируемыми за счет средств Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (это прямо указано в п. 1 Положения № 1290).
Положение № 1290 применяется в качестве источника правового регулирования только лишь отдельных аспектов обеспечения рассматриваемыми пособиями, а именно порядка расчета среднедневного (среднечасового) заработка для исчисления суммы пособия, а также порядка его выплаты (п. 268 Положения № 530).
Другие аспекты обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями (порядок назначения, условия назначения, размеры пособий, определение оплачиваемого периода) могут быть урегулированы соответствующими нормами Положения № 1290 только в порядке применения института аналогии закона, при условии недопущения ограничения прав застрахованных лиц.
Таким образом, запрет на индексацию пособия, установленный п. 43 Положения № 1290, не может быть распространен на пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями ни прямо, ни по аналогии.
Тем не менее, по мнению автора, рассматриваемые пособия все-таки не подлежат индексации с учетом инфляции за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по следующим причинам.
Индексация представляет собой корректировку величины не имеющих единовременного характера доходов физических лиц в денежных единицах Республики Беларусь из бюджетных источников (пособия, стипендии, заработная плата по месту работы, денежное довольствие) в целях частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией. При этом физическим лицам, получающим денежные доходы на территории Республики Беларусь из других источников, возмещение потерь от инфляции может осуществляться за счет средств организаций по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями). Такая норма установлена в ст. 1 Закона РБ от 21.12.1990 № 476-XII "Об индексации доходов населения с учетом инфляции" (далее – Закон об индексации).
При этом согласно ст. 4 Закона об индексации индексация денежных доходов населения осуществляется за счет источников, из которых производятся соответствующие выплаты.
Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, финансируемое за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формируемых Белгосстрахом, не относится к не имеющим единовременного характера доходам физического лица, выплачиваемым из бюджетных источников, поэтому оно не подлежит обязательной индексации в соответствии с указанным Законом.
Пример 2
В организации работнику в августе 2012 г. начислены пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в размере 780 000 руб. и сумма заработной платы – 2 300 000 руб. По основаниям, предусмотренным коллективным договором, индексации с учетом инфляции подлежит доход работника в сумме 843 870 руб., т.е. 100 % утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на момент индексации:
843 870 руб. × 5,6 % = 47 257 руб.
В учете следует запись:
Д-т 20 и др. – К-т 70 – 47 257 руб.
Сумма заработной платы в размере 1 456 130 руб. (2 300 000 – 843 870) и величина выплаченного пособия (780 000 руб.) индексации не подлежат.
Также оно не может индексироваться в порядке возмещения потерь от инфляции, осуществляемого за счет средств организаций по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями), поскольку источником предполагаемой индексации таких пособий могут выступать исключительно средства обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 4 Закона об индексации). Однако направления расходования этих средств определены Положением № 530 и не могут пересматриваться по усмотрению организаций на уровне их локальных нормативных правовых актов.
Законодательством не предусмотрена такая статья расходования средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, как индексация страховых выплат.
Данные средства могут быть использованы только на страховые выплаты. Однако закрытый перечень страховых выплат, источником которых являются средства обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленный п. 265 Положения № 530, также не предусматривает индексацию страховых выплат, в т.ч. пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями.
В противном случае будет нарушен п. 256 Положения № 530, которым закреплен принцип целевого использования средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
2. По причине временного затруднительного финансового положения предприятие на 2 месяца задержало выплату своему работнику пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, обеспечиваемого за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Подлежит ли данное пособие индексации?
Подлежит.
Страховое законодательство предусматривает специальные меры ответственности в случае нарушения установленного срока осуществления страховых выплат.
Так, за каждый день просрочки страховой выплаты по вине страховщика (Белгосстраха), Белорусского бюро по транспортному страхованию они уплачивают пеню в размере 0,1 % юридическому и 0,5 % физическому лицу от суммы, подлежащей выплате (подп. 3.3 п. 3 Указа № 530).
Данная норма распространяет свое действие на страховые выплаты, производимые в рамках всех видов обязательного и добровольного страхования.
Однако эта норма предусматривает негативные последствия несвоевременных страховых выплат только для страховщика (и указанного бюро) и связывает их с виной непосредственно самого страховщика (бюро).
Такая страховая выплата, как пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, назначается и выплачивается непосредственно самим страхователем (организацией, в которой работает застрахованное лицо), а не страховщиком (пп. 268, 269, 298 и 311 Положения № 530).
Следовательно, указанная санкция за просрочку страховых выплат в рассматриваемой ситуации не может быть применена, так как задержка выплаты пособия произошла не по вине страховщика, а по вине страхователя.
Обратимся к актам законодательства, устанавливающим общие последствия задержки выплат, которые страхователь обязан осуществить в пользу своих работников.
В настоящее время действует Указ Президента РБ от 30.08.1996 № 344 "О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий" (далее – Указ № 344). Пунктом 3 этого Указа установлено, что заработная плата, пенсии, стипендии и пособия в случае задержки их выплаты индексируются в соответствии с индексом потребительских цен, публикуемым Белстатом.
Механизм такой индексации определен гл. 3 "Индексация заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в случае несвоевременной их выплаты" (пп. 12–16) Инструкции о порядке и условиях индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, а также при несвоевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 05.05.2009 № 57 (далее – Инструкция № 57).
Пунктами 12, 13 Инструкции № 57 определено, что индексации подлежат заработная плата, все виды пенсий, стипендий и пособий, задержка выплаты которых составляет календарный месяц и более по сравнению со сроком, установленным законодательством, локальным нормативным правовым актом нанимателя, трудовым договором (контрактом) работника. Индексацию несвоевременно выплаченных сумм производят организации независимо от форм собственности по месту их начисления.
Как видим, указанные акты законодательства устанавливают необходимость индексации в случае задержки выплаты любых пособий, безотносительно к их видам.
Пособие по временной нетрудоспособности, по мнению автора, не является исключением из этого правила, и на это пособие в полной мере распространяются указанные нормы общего законодательства.
Индексация несвоевременно выплаченных сумм осуществляется в полном размере за каждый месяц в отдельности путем их корректировки на индекс потребительских цен, рассчитанный нарастающим итогом за период задержки. При индексации используется индекс потребительских цен, публикуемый Белстатом (п. 15 Инструкции № 57).
Обратим внимание на норму п. 16 Инструкции № 57: индексация несвоевременно выплаченных сумм осуществляется за счет источников, из которых они выплачиваются.
Буквально это означает, что в рассматриваемой ситуации индексацию пособия следовало бы произвести за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Однако указанные средства могут быть использованы исключительно на финансирование мероприятий, строго предусмотренных законодательством, которым в свою очередь не установлена такая статья расходования этих средств, как индексация несвоевременно произведенных страховых выплат, в т.ч. рассматриваемого пособия (см. ответ на вопрос 1).
Норма п. 16 Инструкции № 57 не может применяться, поскольку Положение № 530 обладает более высокой юридической силой.
Но индексация в данном случае все равно необходима в силу действия Указа № 344.
С учетом того что в рассматриваемой ситуации задержка выплаты пособия произошла по вине страхователя, по мнению автора, индексация несвоевременно выплаченного пособия должна быть произведена им за свой счет.
Д-т 90-8 (субсчет "Прочие расходы по текущей деятельности", аналитический счет "Расходы, неучитываемые при налогообложении") – К-т 70
– на сумму начисленной индексации пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием*.
__________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.