С 2004 г. в Республике Беларусь введено в действие обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществление которого возложено на Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах".
Данный вид обязательного страхования заменил собой систему прямого возмещения работодателями вреда, причиненного жизни или здоровью работника при исполнении им своих трудовых обязанностей вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний.
В настоящее время механизм возмещения указанного вреда в системе обязательного страхования схож с механизмом осуществления выплат в системе государственного социального и пенсионного страхования.
Вред возмещают путем осуществления в пользу потерпевшего работника страховых выплат, которые условно можно разделить на 2 группы:
– осуществляемые работодателями за счет средств обязательного страхования (пособия по временной нетрудоспособности и доплаты до среднемесячного заработка);
– осуществляемые Белгосстрахом (ежемесячные и единовременные страховые выплаты, а также возмещение дополнительных расходов на реабилитацию).
Ежемесячные страховые выплаты, назначаемые Белгосстрахом, исходя из принципов их назначения, расчета и осуществления можно сравнить с пенсией по инвалидности и пенсией по возрасту, назначаемыми пенсионными органами.
В основе расчета указанных выплат лежит принцип компенсации утраченного заработка.
Детальный порядок расчета единовременных и ежемесячных страховых выплат определен пп. 274–286 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 "О страховой деятельности" (далее – Положение № 530).
Размер страховой выплаты напрямую зависит от рассчитываемого Белгосстрахом индивидуального коэффициента заработка застрахованного лица (далее – ИКЗЗ).
Особенности расчета ИКЗЗ определены пп. 287–292 Положения № 530.
В похожем порядке исчисляют и размер пенсии (ст. 56–71 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII "О пенсионном обеспечении" (далее – Закон)).
Таким образом, для расчета ежемесячных страховых выплат Белгосстраху, как и пенсионным органам для расчета размера пенсии, требуются сведения о фактическом заработке работника, который он имел до несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
Указанными сведениями располагают работодатели застрахованных лиц, поэтому именно на них возлагается обязанность по их своевременному представлению как пенсионным органам, так и подразделениям Белгосстраха.
Как для пенсионных органов, так и для подразделений Белгосстраха предусмотрен определенный механизм представления сведений о заработке застрахованных лиц. Однако они существенно разнятся.
В пенсионной системе такой механизм закреплен ст. 57 Закона. Он предусматривает, что размер заработка за периоды работы до 1 января 2003 г. необходимо подтвердить справкой, выдаваемой работодателем, а за периоды работы после 1 января 2003 г. – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае прекращения деятельности работодателя справку о размере заработка выдают его правопреемник, архив или орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – в зависимости от того, где находятся на хранении бухгалтерские документы. Форму справки о заработке утверждает Минтруда и соцзащиты.
За нарушения в этой области предусмотрены специальные меры материальной и административной ответственности и право пенсионных органов бесспорно взыскивать излишне выплаченные суммы пенсий.
В системе обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний нет такого инструмента, как персонифицированный учет, нет установленной формы справки, специальных мер ответственности и права бесспорного взыскания переплат. При этом действующий механизм представления таких сведений в этой системе не менее строг.
Порядок представления сведений о заработной плате
Порядок представления справки о заработке для исчисления страховых выплат определен пп. 301, 302 Положения № 530, а также Положением о порядке истребования сведений и (или) документов, необходимых для принятия решения о назначении страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 04.11.2006 № 1462 (далее – Положение № 1462).
Справка может быть выдана работодателем либо страховщику, либо лицу, претендующему на страховые выплаты (его представителю).
Страхователь обязан представлять застрахованному лицу или лицу, имеющему право на получение страховых выплат, документы (их заверенные копии), являющиеся основанием для назначения страховых выплат (п. 298 Положения № 530).
Страховщик обязан самостоятельно истребовать от государственных органов и иных организаций сведения и (или) документы, необходимые для принятия решений о назначении, осуществлении страховых выплат, если необходимость такого истребования заявлена заявителем страховых выплат в соответствии с п. 301 Положения № 530 (п. 300 Положения № 530).
Государственные органы и иные организации обязаны в 5-дневный срок со дня получения запроса страховщика, застрахованного лица (его представителя) или лица, имеющего право на получение страховых выплат, без взимания платы представить сведения и (или) документы, необходимые для принятия решения о назначении, осуществлении страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в порядке, определенном Советом Министров (п. 302 Положения № 530).
Запрос страховщика должен соответствовать требованиям, установленным Положением № 1462.
Таким образом, страхователь (работодатель) выдает (направляет почтой) заявителю справку, содержащую запрашиваемые сведения, в срок не позднее 5 календарных дней со дня получения запроса (заявления) без взимания платы.
Содержание справки
Содержание справки о заработке определяется целью ее использования и закреплено в пп. 277, 279, 280, 287, 288 и 290 Положения № 530.
Справка должна содержать сведения о ежемесячном фактическом заработке (доходе) застрахованного лица (работника) в периоде, который будет использоваться для расчета его ИКЗЗ.
При исчислении размера утраченного заработка (дохода) застрахованного лица учитывают все виды оплаты его труда (дохода), в т.ч. по совместительству, по гражданско-правовым договорам, суммы авторских вознаграждений, на которые согласно законодательству начислялись страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страховые взносы). За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитывают пособия, выплаченные по указанным основаниям (п. 279 Положения № 530).
Все виды заработка (дохода) застрахованного лица учитывают в суммах, начисленных до удержания налогов и других обязательных платежей.
При заполнении справки важно не упустить некоторые детали
Обратите внимание на следующие важные детали.
1. Бытует ошибочное мнение о том, что в справку следует включать именно те выплаты в пользу застрахованного лица, на которые страховые взносы начислены фактически. Однако это не так. В силу оговорки "согласно законодательству" здесь имеются в виду именно те выплаты, на которые страховые взносы следовало начислять согласно законодательству, действовавшему в соответствующем периоде.
Размер страховой выплаты работнику, выражающей утраченный им заработок, не может зависеть от субъективных ошибок, допускаемых его работодателем при начислении страховых взносов.
Справочно: состав соответствующих выплат в настоящее время определен п. 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1297 (далее – Положение № 1297). Объектом для начисления страховых взносов являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (застрахованных лиц), по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень № 115).
До 1 июня 2007 г. Перечень № 115 в данном случае не применялся, а перечень выплат, на которые страховые взносы начислять не следовало, был определен п. 3 действовавшей в то время редакции Положения № 1297. Последний отличался от Перечня № 115.
Таким образом, с учетом изменений, вносимых в Перечень № 115, с 2004 г. перечень выплат, на которые страховые взносы начислять не следовало, изменялся 5 раз. Это необходимо учитывать при составлении справки. При включении в нее тех или иных выплат в пользу застрахованного лица следует руководствоваться перечнем, действовавшим в периоде, за который берется его заработок.
2. Ошибочным также является мнение, что в справке о заработке, на который начисляются страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, для ее представления в Белгосстрах достаточно указать заработок (доход) застрахованного лица (работника), на который начисляются обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (далее – ФСЗН), поскольку объекты для начисления этих 2 видов страховых взносов полностью совпадают.
Объясним такой вывод:
а) выше указано на несовпадение перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы, действовавшего до 1 июня 2007 г., с Перечнем № 115;
б) существует 2 основных различия в самом составе объекта для начисления 2 видов страховых взносов:
– на объект для начисления страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (определенный для каждого отдельно взятого застрахованного лица) не распространяется максимальное ограничение в размере 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике, предусмотренное для объекта для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН;
– существуют различия в категориях застрахованных лиц (см. п. 243 Положения № 530 и ст. 7 Закона РБ от 31.01.1995 № 3563-XII "Об основах государственного социального страхования").
3. Необходимо очень строго отслеживать период начисления той или иной выплаты в пользу застрахованного лица, которую предполагается включить в состав его заработка для исчисления страховых выплат за тот или иной месяц.
Месяцем начисления выплаты в пользу застрахованного лица для целей определения объекта для начисления страховых взносов и соответственно заработка для исчисления страховых выплат считают месяц, на который она приходится согласно документам о начислении заработной платы и иных выплат застрахованному лицу (лицевой счет, расчетно-платежная ведомость, расчетная ведомость).
В отношении так называемых "переходящих" выплат (например, средний заработок, сохраняемый за время трудового отпуска, приходящегося на разные месяцы (т.е. "отпускные")) в настоящее время действует строгое правило, предусмотренное п. 2 Положения № 1297: выплаты в пользу застрахованных лиц в виде среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, за периоды, приходящиеся на разные месяцы, признают объектом для начисления страховых взносов в соответствующей части в том месяце, на который приходятся данные периоды.
При этом месяцем начисления выплаты в пользу застрахованного лица для целей определения объекта для начисления страховых взносов и соответственно заработка для исчисления страховых выплат считают месяц, на который она приходится согласно документам о начислении заработной платы и иных выплат застрахованному лицу (лицевой счет, расчетно-платежная ведомость, расчетная ведомость).
Данная норма прямо предусмотрена с 6 января 2010 г., однако это правило разграничения периодов начисления "переходящих" выплат, прежде всего отпускных, следовало применять и ранее.
Правильное разграничение выплат по соответствующим месяцам важно для расчета ИКЗЗ. Это обусловлено тем, что при неправильном разграничении можно допустить одну из 3 ошибок, которые повлияют на размер ИКЗЗ:
– занижение или завышение суммы заработка в пограничных месяцах (первом и (или) последнем месяце 12-месячного периода, используемого для расчета ИКЗЗ, при этом в первом месяце происходит, как правило, занижение размера заработка, а в последнем – его завышение);
– занижение или завышение суммы заработка в месяцах, смежных с исключенными из 12-месячного периода, используемого для расчета ИКЗЗ (в месяце, предшествующем исключенному, размер заработка может быть завышен, а в следующем за ним – занижен);
– искажение размеров заработка в смежных месяцах (месяцах отпуска) внутри 12-месячного периода, используемого для расчета ИКЗЗ (данная проблема возникает в связи с тем, что в качестве знаменателя при расчете коэффициента за каждый из данных месяцев используется разный размер средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь, которая, как известно, разнится из месяца в месяц).
4. В состав заработка для исчисления страховых выплат включают пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.
Данное требование предусмотрено п. 279 Положения № 530 и касается всех видов указанных пособий, в т.ч. и пособий по временной нетрудоспособности, назначаемых в связи со страховым случаем за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Важно! На данные виды выплат в пользу застрахованных лиц страховые взносы всегда не начислялись (в настоящее время это пп. 2 и 24 Перечня № 115), их следует учитывать (п. 279 Положения № 530).
5. Заработок для исчисления страховых выплат определяется за период, выбранный для расчета ИКЗЗ, согласно запросу страховщика или лица, претендующего на страховые выплаты.
Необходимый период всегда определяют без участия страхователя (работодателя). Он должен быть четко указан в запросе.
ИКЗЗ рассчитывают за 12 последних календарных месяцев работы, предшествовавших:
– несчастному случаю на производстве или утрате либо снижению трудоспособности, – при назначении страховых выплат самому застрахованному лицу (пострадавшему работнику) в связи с несчастным случаем на производстве;
– профессиональному заболеванию, утрате либо снижению трудоспособности или прекращению работы, повлекшей такое заболевание, – при назначении страховых выплат самому застрахованному лицу в связи с профессиональным заболеванием;
– только несчастному случаю на производстве или профессиональному заболеванию, – лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного лица (п. 287 Положения № 530).
Заявителю предоставлено право исключить из периода для расчета ИКЗЗ так называемые "неудобные" месяцы (месяцы, в которых сумма заработка работника неоправданно низка в связи с относительно объективными для него причинами и поэтому не может служить выражением утраченного им заработка) (п. 288 Положения № 530).
Право выбора варианта расчета предоставлено непосредственно самому застрахованному лицу. На практике такой выбор превращается в простое вычисление наиболее выгодного варианта из всех возможных.
Для этого необходимо руководствоваться максимально полной информацией о размере заработка за все возможные месяцы, которые могут быть использованы в рамках каждого из оцениваемых вариантов с учетом возможности исключения каких-либо "неудобных" месяцев.
Следовательно, как правило, страхователь (работодатель) получает запрос о представлении справки о заработке за максимально полный расчетный период.
Форма справки
В отсутствие установленной формы справки о заработке для исчисления страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний многие работодатели применяют форму справки о заработке для исчисления пенсии, утвержденную постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 19.11.2007 № 148.
По мнению автора, использование указанной формы при оформлении справки о заработке для исчисления страховых выплат в Белгосстрах в настоящее время недопустимо по 2 причинам:
– данная форма не учитывает многие из рассмотренных нами ранее особенностей содержания справки;
– сфера ее применения строго ограничена ст. 57 Закона, действие которого на отношения в области обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не распространяется.
Проблема отсутствия установленной формы справки также неизбежно выявляет еще один нерешенный вопрос о степени детализации сведений о заработке.
Напомним, что в пенсионном страховании справка о заработке содержит сведения об общей сумме заработка за каждый месяц, на который начислялись обязательные страховые взносы, без расшифровки по видам составляющих его выплат.
С целью недопущения нарушения прав и законных интересов застрахованных лиц наиболее целесообразным, по мнению автора, является представление справки о заработке для исчисления страховых выплат по форме, аналогичной установленной форме справки о заработке для исчисления пенсии, с приложением детализированного состава общей суммы выплат, начисленных в пользу застрахованного лица в каждом из запрашиваемых месяцев.
Ответственность страхователя за достоверность представляемых им сведений
Страхователь несет ответственность за достоверность представляемых им сведений, необходимых для получения застрахованным лицом страховых выплат (п. 324 Положения № 530).
В случае непредставления или несвоевременного представления справки может быть применена норма ст. 23.16 Кодекса РБ об административных правонарушениях. Она предусматривает, что непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством Республики Беларусь, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.
В случае недостоверности содержащихся в справке сведений, повлекшей недополучение застрахованным лицом страховых выплат либо их переплату страховщиком, необходимо учитывать требования, предусмотренные ст. 978 Гражданского кодекса РБ. Ими установлено следующее: не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, суммы по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Кроме того, надо учитывать тот факт, что законодательством страховщику не предоставлено право бесспорного взыскания со страхователя средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
С учетом этого представляется, что суммы страховых выплат, недополученные застрахованным лицом или лицом, имеющим право на их получение в случае смерти застрахованного лица, в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений о заработке, в конечном итоге могут быть взысканы им со страхователя в судебном порядке, а излишне выплаченные – страховщиком со страхователя также в судебном порядке.