В законодательство, регулирующее вопросы оплаты труда руководителей организаций, внесены очередные изменения. Они вступают в силу с 17 ноября 2015 г. Рассмотрим их более подробно.
Речь идет о постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 13.10.2015 № 848 "О внесении дополнения и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2002 г. № 358 и от 8 июля 2013 г. № 597" (далее – постановление № 848).
Суть изменений сводится к следующему.
1. Перечень оснований, когда руководителям организаций не начисляются и не выплачиваются все виды премий, бонусов и вознаграждений, предусмотренных условиями контрактов, расширен.
Запретительная норма на начисление и выплату премий, бонусов и вознаграждений руководителям организаций прописана в подп. 2.5 п. 2 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 (далее – Положение; постановление № 597 соответственно). В старой редакции Положения было прописано, что указанные выплаты не начислялись и не выплачивались: "при наличии роста убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом по организации в целом и (или) задолженности по выплате заработной платы".
С 17 ноября 2015 г. в подп. 2.5 п. 2 вносятся изменения. С указанной даты премии, бонусы, вознаграждения не начисляются и не выплачиваются руководителям организаций за месяц, в котором:
– допущен рост убытка от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом по организации в целом, если иное не установлено законодательством;
– имеет место задолженность по выплате заработной платы;
– имеет место задолженность по оплате потребленных с начала отчетного года природного газа, электрической и тепловой энергии, образовавшейся в результате необеспечения их оплаты в сроки, установленные договорами или законодательными актами.
Важно! Ограничение на начисление и выплату всех видов премий, бонусов и вознаграждений касается руководителей организаций независимо от формы собственности.
2. Конкретизирован порядок начисления премий, бонусов, вознаграждений.
Отметим, что премии, бонусы и вознаграждения могут начисляться руководителям с различной периодичностью: месяц, квартал, полугодие, иной период. Теперь руководителю, допустившему в определенном месяце рост убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) и (или) образование задолженности по выплате заработной платы, оплате энергоресурсов, могут быть выплачены премии за квартал, полугодие или иной период. Однако премии будут начисляться пропорционально месяцам, в которых не было оснований для их начисления.
Важно! Ограничение по подп. 2.5 п. 2 Положения, касающееся задолженности по оплате потребленных энергоресурсов, не применяется при наличии решений республиканской комиссии по контролю за осуществлением расчетов за природный газ, электрическую и тепловую энергию о возможности начисления и выплаты руководителям организаций всех видов премий, бонусов и вознаграждений, предусмотренных условиями контрактов.
3. Перечень оснований для обязательного снижения премий, бонусов, вознаграждений сокращен.
В п. 9 Положения прописаны основания для обязательного снижения (лишения) премий, бонусов и вознаграждений руководителю. К их числу относятся:
– реализация продукции, товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям стандартов;
– недостижение превышения темпа роста производительности труда над темпом роста заработной платы;
– непринятие мер по соблюдению производственной, трудовой и исполнительской дисциплины и обеспечению безопасных условий труда в возглавляемой им организации.
Применявшееся до 17 ноября 2015 г. основание "необеспечение нарастающим итогом с начала отчетного года оплаты в полном объеме текущего потребления природного газа, электрической и тепловой энергии, твердых видов топлива" с учетом внесенных изменений исключено.
4. Возможность начисления премий, бонусов, вознаграждений с учетом рассматриваемых ситуаций в ряде случаев есть.
Исключенные нормы нашли свое закрепление в п. 4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.03.2002 № 358 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов за природный газ, электрическую и тепловую энергию". В нем, в частности, прописано, что республиканской комиссии по контролю за осуществлением расчетов за природный газ, электрическую и тепловую энергию дано право:
– рассматривать состояние дел с расчетами за указанные энергоресурсы, заслушивать по данному вопросу отчеты руководителей республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома;
– определять меры, направленные на обеспечение своевременной и полной оплаты этих энергоресурсов, а также твердых видов топлива;
– рассматривать направленные в установленном порядке предложения республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома по вопросам неприменения (применения) повышающих коэффициентов к тарифам на электрическую энергию и ценам на природный газ в отношении организаций, не выполняющих установленных заданий по энергосбережению, и принимать соответствующие решения;
– рассматривать вопрос о возможности начисления и выплаты всех видов премий, бонусов и вознаграждений, предусмотренных условиями контрактов, руководителям газоснабжающих организаций, входящих в состав государственного производственного объединения по топливу и газификации "Белтопгаз", и энергоснабжающих организаций, входящих в состав государственного производственного объединения электроэнергетики "Белэнерго", при наличии роста убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом по организации в целом, а также руководителям организаций, допустившим задолженность по оплате потребленных с начала отчетного года природного газа, электрической и тепловой энергии, образовавшуюся в результате необеспечения их оплаты в сроки, установленные договорами или законодательными актами.
5. Необходимо внести изменения в контракты, заключаемые с руководителями.
Контракты с руководителями предписано привести в соответствие с постановлением № 848. Норма, прописанная в абз. 3 п. 2 постановления № 848, носит обязательный характер, т.е. наниматель должен привести трудовые договоры в соответствие с законодательством. Согласие работника в таком случае не требуется, предупреждать его об изменении существенных условий труда также нет оснований (часть четвертая ст. 19 Трудового кодекса Республики Беларусь). Выполнить такую процедуру надо к 17 ноября 2015 г.
6. Иные важные моменты
Все рассмотренные выше изменения не распространяются на оплату труда руководителей бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
В заключение напомним, что постановление № 597 принято с целью усиления зависимости оплаты труда руководителей организаций независимо от формы собственности (исключая бюджетные и приравненные в ним организации) от результатов их финансово-хозяйственной деятельности.
Важно! Постановлением № 597 установлен коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей организаций независимо от формы собственности (исключая бюджетные и приравненные в ним организации) и средней заработной платы по организации в целом. Он не может превышать 8. С 1 апреля 2015 г. изменился порядок расчета коэффициента соотношения заработных плат. На размер коэффициента больше не влияет невыполнение показателя чистой прибыли по итогам отчетного квартала. Размер коэффициента, применяемого в случае недостижения по итогам отчетного квартала превышения темпа роста производительности труда над темпом роста заработной платы, повышен до 4 включительно (подп. 2.1 п. 2 постановления № 597). Напомним, что ранее он не мог превышать 3.