Главная
 » Комментарий
 » Выводим на работу на майские праздники. Четыре отличия по сравнению с привлечением к работе обычные выходные дни
Выводим на работу на майские праздники. Четыре отличия по сравнению с привлечением к работе обычные выходные дни
08 мая 2024
Работа в государственные праздники и праздничные дни (ч. 1 ст. 147 ТК) и работа в выходные дни относится с учетом ч. 1 ст. 110 ТК к рабочему времени в виде работы сверх установленной продолжительности рабочего времени, но между ними есть достаточно много различий. Об этом мы и поговорим сегодня.
Согласно производственному календарю на 2024 год в мае у нас один государственный праздник 9 мая - День победы и два праздничных дня: 1 мая – Праздник труда и 14 мая - радуница (православная) (см. Указ №157). Все эти дни являются нерабочими.
Документ: Указ Президента Республики Беларусь 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» (далее – Указ №157).
Что важно помнить нанимателю, если возникла необходимость в эти праздники привлечь к работе работников? Чем такое привлечение будет отличаться от стандартного привлечения к работе в выходные дни?
Существует 4 основных отличия. Остановимся на каждом из них подробнее, а в конце материала обобщим материал в сравнительной таблице для удобства использования.
Справочно: Массовые мероприятия введены в статью 147 ТК с 01.01.2024. Нововведение обусловлено тем, что в указанные дни зачастую как на республиканском, так и на местном уровне проводят торжественные мероприятия, приуроченные к соответствующей праздничной дате. В числе участников мероприятий - работники культуры, физической культуры и спорта, творческие коллективы, работники СМИ, иные работники, обеспечивающие техническую организацию и поддержку мероприятий.
В целях соблюдения трудовых прав работников для нанимателя и закреплена возможность привлекать работников к работе в государственные праздники и праздничные дни при проведении массовых мероприятий.
1. Порядок привлечения
Порядок привлечения к работе в государственные праздники и праздничные дни и в выходные дни существенно отличается (ст. 142 - 145 и 147 ТК).
Так, ст. 147 ТК содержит закрытый перечень видов работ, выполнение которых допускается в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные в порядке, предусмотренном законодательством, нерабочими. Это:
- работы, приостановка которых невозможна по производственно-технологическим условиям (непрерывно действующие организации);
- работы, вызванные необходимостью постоянного непрерывного обслуживания населения, организаций;
- неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
- работы, связанные с проведением в установленном порядке массовых мероприятий.
2. Ограничения по количеству
В отличие от привлечения к работе в выходные дни (ст. 144 ТК), нет предельного количества праздничных дней, которые могут использоваться для привлечения работников к работе в государственные праздники и праздничные дни (ч. 1 ст. 147 ТК).
Документ: Указ Президента Республики Беларусь 21 марта 2024 г. № 105 «О сверхурочной работе и работе в выходные дни в промышленных организациях» (далее – Указ №105)
Кроме того, согласно Указу №105, с учетом обоснованных производственных и экономических потребностей в промышленных организациях наниматели вправе принимать по согласованию с действующим в организации профсоюзом решение об увеличении в организации установленного законодательством о труде предельного количества выходных дней, которые могут использоваться для привлечения работников к работе с их согласия.
3. Оформление
Привлечение к различным работам, которые допускается выполнять в государственные праздники и праздничные дни (ч. 1 ст. 147 ТК), в отличие от привлечения к работе в выходные дни, оформляется по-разному. Либо планируется в графике работ (сменности) и не требует получения отдельного согласия работников, либо производится на основании соответствующего решения нанимателя с получением согласия работников (если запланировать такое привлечение к работе заранее нельзя).
4. Компенсация
Порядок компенсации работ в выходные дни, государственные праздники и праздничные дни различается согласно ст. 69 ТК.
Также напомним, что если выходной день по правилам внутреннего трудового распорядка или графику работ (сменности) совпадает с государственным праздником или праздничным днем (ч. 1 ст. 147 ТК), то выходной день не переносится и другой день отдыха не предоставляется (ст. 139 ТК).
То есть, если выходной день работника приходится на государственный праздник или праздничный день, необходимо одновременно соблюдать порядок привлечения к работе и в выходные дни, и в государственные праздники и праздничные дни (ч. 1 ст. 147 ТК). Иными словами, взаимного исключения нет.
В целом основные различия в привлечении к работе в выходные дни, в государственные праздники и праздничные дни (ч. 1 ст. 147 ТК) приведены в таблице ниже.
<...>
Владимир Самосейко, юрисконсульт "Евро Девелопмент"
Выводим на работу на майские праздники. Четыре отличия по сравнению с привлечением к работе обычные выходные дни
Работа в государственные праздники и праздничные дни (ч. 1 ст. 147 ТК) и работа в выходные дни относится с учетом ч. 1 ст. 110 ТК к рабочему времени в виде работы сверх установленной продолжительности рабочего времени, но между ними есть достаточно много различий. Об этом мы и поговорим сегодня.
Согласно производственному календарю на 2024 год в мае у нас один государственный праздник 9 мая - День победы и два праздничных дня: 1 мая – Праздник труда и 14 мая - радуница (православная) (см. Указ №157). Все эти дни являются нерабочими.
Документ: Указ Президента Республики Беларусь 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» (далее – Указ №157).
Что важно помнить нанимателю, если возникла необходимость в эти праздники привлечь к работе работников? Чем такое привлечение будет отличаться от стандартного привлечения к работе в выходные дни?
Существует 4 основных отличия. Остановимся на каждом из них подробнее, а в конце материала обобщим материал в сравнительной таблице для удобства использования.
Справочно: Массовые мероприятия введены в статью 147 ТК с 01.01.2024. Нововведение обусловлено тем, что в указанные дни зачастую как на республиканском, так и на местном уровне проводят торжественные мероприятия, приуроченные к соответствующей праздничной дате. В числе участников мероприятий - работники культуры, физической культуры и спорта, творческие коллективы, работники СМИ, иные работники, обеспечивающие техническую организацию и поддержку мероприятий.
В целях соблюдения трудовых прав работников для нанимателя и закреплена возможность привлекать работников к работе в государственные праздники и праздничные дни при проведении массовых мероприятий.
1. Порядок привлечения
Порядок привлечения к работе в государственные праздники и праздничные дни и в выходные дни существенно отличается (ст. 142 - 145 и 147 ТК).
Так, ст. 147 ТК содержит закрытый перечень видов работ, выполнение которых допускается в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные в порядке, предусмотренном законодательством, нерабочими. Это:
- работы, приостановка которых невозможна по производственно-технологическим условиям (непрерывно действующие организации);
- работы, вызванные необходимостью постоянного непрерывного обслуживания населения, организаций;
- неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
- работы, связанные с проведением в установленном порядке массовых мероприятий.
2. Ограничения по количеству
В отличие от привлечения к работе в выходные дни (ст. 144 ТК), нет предельного количества праздничных дней, которые могут использоваться для привлечения работников к работе в государственные праздники и праздничные дни (ч. 1 ст. 147 ТК).
Документ: Указ Президента Республики Беларусь 21 марта 2024 г. № 105 «О сверхурочной работе и работе в выходные дни в промышленных организациях» (далее – Указ №105)
Кроме того, согласно Указу №105, с учетом обоснованных производственных и экономических потребностей в промышленных организациях наниматели вправе принимать по согласованию с действующим в организации профсоюзом решение об увеличении в организации установленного законодательством о труде предельного количества выходных дней, которые могут использоваться для привлечения работников к работе с их согласия.
3. Оформление
Привлечение к различным работам, которые допускается выполнять в государственные праздники и праздничные дни (ч. 1 ст. 147 ТК), в отличие от привлечения к работе в выходные дни, оформляется по-разному. Либо планируется в графике работ (сменности) и не требует получения отдельного согласия работников, либо производится на основании соответствующего решения нанимателя с получением согласия работников (если запланировать такое привлечение к работе заранее нельзя).
4. Компенсация
Порядок компенсации работ в выходные дни, государственные праздники и праздничные дни различается согласно ст. 69 ТК.
Также напомним, что если выходной день по правилам внутреннего трудового распорядка или графику работ (сменности) совпадает с государственным праздником или праздничным днем (ч. 1 ст. 147 ТК), то выходной день не переносится и другой день отдыха не предоставляется (ст. 139 ТК).
То есть, если выходной день работника приходится на государственный праздник или праздничный день, необходимо одновременно соблюдать порядок привлечения к работе и в выходные дни, и в государственные праздники и праздничные дни (ч. 1 ст. 147 ТК). Иными словами, взаимного исключения нет.
В целом основные различия в привлечении к работе в выходные дни, в государственные праздники и праздничные дни (ч. 1 ст. 147 ТК) приведены в таблице ниже.
<...>
Владимир Самосейко, юрисконсульт "Евро Девелопмент"
Источник: https://www.gbzp.by/aktual/vyvodim-na-rabotu-na-maiskie-prazdniki-c
Служба поддержки +375 (17) 354-43-98
Воспроизведение материалов портала GBZP.BY без письменного согласия OOO "АГЕНТСТВО ВЛАДИМИРА ГРЕВЦОВА" запрещено.