Главная
 » Комментарий
 » Надо ли платить зарплатные налоги с доходов иностранных граждан?
Надо ли платить зарплатные налоги с доходов иностранных граждан?
24 августа 2017
На территории Республики Беларусь по трудовым договорам работает много иностранных граждан и лиц без гражданства.
В статье рассматриваются вопросы:
– начисления зарплаты таким работникам;
– исчисления подоходного налога и страховых взносов с их дохода;
– наличия права таких работников на государственные пособия.
Ситуация. На работу принята гражданка Киргизии
С 4 июля 2017 г. на работу принята гражданка Кыргызской Республики (статус иностранца – временно проживающая в Республике Беларусь). Ее ребенку 8 лет. Оклад работницы согласно штатному расписанию составляет 630 руб.
Правовое положение иностранных гражданв Республике Беларусь
Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»).
Иностранные граждане на территории Беларуси делятся на следующие группы:
– временно пребывающие в Республике Беларусь;
– временно проживающие в Республике Беларусь;
– постоянно проживающие в Республике Беларусь.
Справочно: временно проживающий в Республике Беларусь иностранец – лицо, получившее в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, разрешение на временное проживание.
Разрешение на временное проживание выдается на срок пребывания не более одного года.
Для получения разрешения на временное проживание иностранца организация представляет заявление о выдаче разрешения на временное проживание в подразделение по гражданству и миграции органа внутренних дел по месту предполагаемого временного проживания иностранного гражданина.
К заявлению прикладывается документ, подтверждающий наличие оснований для получения разрешения на временное проживание, например, копия:
– трудового договора (контракта);
– приказа (распоряжения) о приеме иностранца на работу;
– специального разрешения;
– служебной карточки, выдаваемой МИД Республики Беларусь для руководителя или работников представительства иностранной организации.
Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получать разрешение на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
Трудящийся государства-члена имеет право на занятие профессиональной деятельностью по специальности и квалификации, указанным в документах об образовании, присуждении ученой степени и (или) присвоении ученого звания, признаваемых в соответствии с Договором о ЕАЭС и законодательством государства трудоустройства (п. 1 ст. 98 Договора о ЕАЭС).
Доходы трудящегося государства-члена, полученные в результате трудовой деятельности на территории государства трудоустройства, облагаются налогом в соответствии с международными договорами и законодательством государства трудоустройства (п. 10 ст. 98 Договора о ЕАЭС).
Плательщиками подоходного налога с физических лиц признаются физические лица (ст. 152 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
– граждане либо подданные иностранного государства;
– лица без гражданства (подданства).
Налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней.
Важно! По окончании года, в котором трудился иностранец, организация обязательно подает сведения о его доходах в налоговые органы по месту своей постановки на учет. Такие сведения представляются ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом.
Сведения представляются по всем иностранным работникам независимо от налогового статуса или категории пребывания в Республике Беларусь (часть первая п. 8 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц, подтверждения физическим лицом времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь, представления сведений налоговыми агентами, банками, операторами почтовой связи, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 31.12.2010 № 100).
Организация – источник выплаты доходов физическим лицам признается налоговым агентом. Соответственно она обязана исчислить, удержать и перечислить в бюджет подоходный налог с суммы таких доходов (п. 1 ст. 175 НК).
Таким образом, подоходный налог с зарплаты работников-иностранцев белорусские организации рассчитывают в одном порядке.
Иностранные работники, как и белорусские, имеют право на налоговые вычеты. Документы – основание для вычетов – могут составляться на иностранном языке, что требует удостоверенного перевода.
Для доходов, облагаемых по ставкам 13 %, 9 %, налоговая база определяется за каждый календарный месяц как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
При наличии оснований плательщику предоставляются:
Работники-иностранцы независимо от желания подлежат обязательному государственному социальному страхованию на тех же условиях, что и белорусские работники.
Заявление работающих граждан об уплате обязательных страховых взносов не требуется (часть вторая п. 6 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты»).
Отчисления в ФСЗН в данной ситуации составят:
– 1 % (удерживается с работницы) – 6,30 руб. (630,00 × 1 %);
Если иностранец постоянно или временно проживает в Беларуси и работает по найму, то страховые взносы в Белгосстрах начисляются и уплачиваются в общем порядке. Если иностранец относится к категории «временно пребывающий», он не подлежит страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и взносы в Белгосстрах за него не уплачиваются (часть первая п. 271, п. 272 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530; п. 2 Положения о порядке оплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297).
Справочно: временное пребывание подтверждается визой либо миграционной картой. Срок пребывания иностранца определяется сроком действия выданной визы и не может превышать 90 суток в календарном году со дня первого въезда в Республику Беларусь.
В приведенной ситуации гражданка Кыргызстана имеет разрешение на временное проживание, следовательно, на выплаты, начисленные в ее пользу, страховые взносы начисляются в общеустановленном порядке.
Надо ли платить зарплатные налоги с доходов иностранных граждан?
На территории Республики Беларусь по трудовым договорам работает много иностранных граждан и лиц без гражданства.
В статье рассматриваются вопросы:
– начисления зарплаты таким работникам;
– исчисления подоходного налога и страховых взносов с их дохода;
– наличия права таких работников на государственные пособия.
Ситуация. На работу принята гражданка Киргизии
С 4 июля 2017 г. на работу принята гражданка Кыргызской Республики (статус иностранца – временно проживающая в Республике Беларусь). Ее ребенку 8 лет. Оклад работницы согласно штатному расписанию составляет 630 руб.
Правовое положение иностранных граждан в Республике Беларусь
Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»).
Иностранные граждане на территории Беларуси делятся на следующие группы:
– временно пребывающие в Республике Беларусь;
– временно проживающие в Республике Беларусь;
– постоянно проживающие в Республике Беларусь.
Справочно: временно проживающий в Республике Беларусь иностранец – лицо, получившее в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, разрешение на временное проживание.
Разрешение на временное проживание выдается на срок пребывания не более одного года.
Для получения разрешения на временное проживание иностранца организация представляет заявление о выдаче разрешения на временное проживание в подразделение по гражданству и миграции органа внутренних дел по месту предполагаемого временного проживания иностранного гражданина.
К заявлению прикладывается документ, подтверждающий наличие оснований для получения разрешения на временное проживание, например, копия:
– трудового договора (контракта);
– приказа (распоряжения) о приеме иностранца на работу;
– специального разрешения;
– служебной карточки, выдаваемой МИД Республики Беларусь для руководителя или работников представительства иностранной организации.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор о ЕАЭС). Кыргызская Республика относится к государствам – членам ЕАЭС.
Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получать разрешение на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
Трудящийся государства-члена имеет право на занятие профессиональной деятельностью по специальности и квалификации, указанным в документах об образовании, присуждении ученой степени и (или) присвоении ученого звания, признаваемых в соответствии с Договором о ЕАЭС и законодательством государства трудоустройства (п. 1 ст. 98 Договора о ЕАЭС).
Читайте также по теме >>> Как начислить зарплату иностранным сотрудникам
Подоходный налог
Доходы трудящегося государства-члена, полученные в результате трудовой деятельности на территории государства трудоустройства, облагаются налогом в соответствии с международными договорами и законодательством государства трудоустройства (п. 10 ст. 98 Договора о ЕАЭС).
Плательщиками подоходного налога с физических лиц признаются физические лица (ст. 152 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
Справочно: физические лица – это (п. 6 ст. 13 НК):
– граждане Республики Беларусь;
– граждане либо подданные иностранного государства;
– лица без гражданства (подданства).
Налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней.
Важно! По окончании года, в котором трудился иностранец, организация обязательно подает сведения о его доходах в налоговые органы по месту своей постановки на учет. Такие сведения представляются ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом.
Сведения представляются по всем иностранным работникам независимо от налогового статуса или категории пребывания в Республике Беларусь (часть первая п. 8 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц, подтверждения физическим лицом времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь, представления сведений налоговыми агентами, банками, операторами почтовой связи, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 31.12.2010 № 100).
Организация – источник выплаты доходов физическим лицам признается налоговым агентом. Соответственно она обязана исчислить, удержать и перечислить в бюджет подоходный налог с суммы таких доходов (п. 1 ст. 175 НК).
Таким образом, подоходный налог с зарплаты работников-иностранцев белорусские организации рассчитывают в одном порядке.
Иностранные работники, как и белорусские, имеют право на налоговые вычеты. Документы – основание для вычетов – могут составляться на иностранном языке, что требует удостоверенного перевода.
Для доходов, облагаемых по ставкам 13 %, 9 %, налоговая база определяется за каждый календарный месяц как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
При наличии оснований плательщику предоставляются:
– стандартные налоговые вычеты (п. 3 ст. 164 НК);
– социальные налоговые вычеты (п. 2 ст. 165 НК);
– имущественные налоговые вычеты (пп. 2, 3 ст. 166 НК);
– профессиональный налоговый вычет (подп. 1.3 п. 1 ст. 168 НК).
Сумма исчисленного подоходного налога в приведенной ситуации составит 78,39 руб. ((630,00 – 27,00 (стандартный вычет на одного ребенка)) × 13 / 100).
Читайте также >>> Подоходный налог при выплате дивидендов учредителям-нерезидентам
Отчисления в ФСЗН и Белгосстрах
ФСЗН
Работники-иностранцы независимо от желания подлежат обязательному государственному социальному страхованию на тех же условиях, что и белорусские работники.
Заявление работающих граждан об уплате обязательных страховых взносов не требуется (часть вторая п. 6 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты»).
Отчисления в ФСЗН в данной ситуации составят:
– 1 % (удерживается с работницы) – 6,30 руб. (630,00 × 1 %);
– 34 % (начисляется организацией) – 214,20 руб. (630 × 34 %).
Белгосстрах
Если иностранец постоянно или временно проживает в Беларуси и работает по найму, то страховые взносы в Белгосстрах начисляются и уплачиваются в общем порядке. Если иностранец относится к категории «временно пребывающий», он не подлежит страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и взносы в Белгосстрах за него не уплачиваются (часть первая п. 271, п. 272 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530; п. 2 Положения о порядке оплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297).
Справочно: временное пребывание подтверждается визой либо миграционной картой. Срок пребывания иностранца определяется сроком действия выданной визы и не может превышать 90 суток в календарном году со дня первого въезда в Республику Беларусь.
В приведенной ситуации гражданка Кыргызстана имеет разрешение на временное проживание, следовательно, на выплаты, начисленные в ее пользу, страховые взносы начисляются в общеустановленном порядке.
дополнительно изучайте тут >>>
Подоходный налог с доходов нерезидента: когда и как можно применить нормы международного соглашения
Наталья Курская, аудитор
Источник: https://www.gbzp.by/aktual/vse-temy/nado-li-platit-zarplatnye-nalogi-s-dokho
Служба поддержки +375 (17) 354-43-98
Воспроизведение материалов портала GBZP.BY без письменного согласия OOO "АГЕНТСТВО ВЛАДИМИРА ГРЕВЦОВА" запрещено.